Яндекс.Метрика

Советы учителя-дефектолога

Как легко учить стихи с ребёнком

Заучивание стихов – прекрасное упражнение для развития памяти и выразительности речи. Но как выучить стихотворение с ребенком дошкольного возраста, у которого проблемы и с качеством речи, и с памятью? Неужели все так безнадежно? НЕТ!

            Есть прекрасное средство. Надо подключать не только речевую память, которая действительно «хромает», но и двигательную, использовать не только речь, но и движения: пальцев, ладоней, рук, всего тела.

             Начинать работу лучше всего с коротеньких четверостиший, главное, чтоб в них содержание соответствовало жизненному опыту ребенка и было много слов-действий, хорошо знакомых  и легко обыгрываемых движениями рук или всего тела. 

Рассердилась туча злая,

И закапал мелкий дождь.

 

Капля падает за каплей.

Сколько набежало слез!

 

Стучать кулачком о кулачок

Быстро ритмично постукивать указательным пальцем правой руки о ладонь левой.

Ритмично щелкать пальцами рук.

Собирать «слезы» в ладонь.

        Хорошо использовать в работе с детьми стихи с  подражаниями шумам,  звукам животных, птиц и т.д. Такие стихи привлекают даже практически не говорящих детей.

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь,

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой.

Ш-Ш-Ш-Ш

Спрятался вдруг под травой

Тш-Тш-Тш-Тш

Ритмичные потряхивания пальцами рук

Ритмичные притопывания

Ритмичные потирания ладонью о ладонь

Приседание

            Стихотворение подобрано. Теперь надо прочитать                    его ребенку. Слова произносятся четко, неторопливо. Речь взрослого - образец для ребенка; темп,  ритм, мелодика, интонация, выразительность, логическое ударение усваиваются малышом на слух. Голос – особое средство выразительности. Непроизвольно копируя, ребенок осваивает различные интонации, тембровые окраски,  речевые акценты и другие выразительные особенности голоса. Так вы, взрослые, помогаете  формировать интонационную выразительность  речи малыша, ее эмоционально обогащаете.

            Стихотворение прочитано. Теперь важно  выяснить в короткой беседе, как ребенок его понял (о чем оно, что происходит в стихотворении и т.д.). Затем надо повторно  прочитать и показать соответствующие движения: пощелкать, потрясти пальцами, потереть ладонями и т.д.

           Затем предлагаем  малышу выполнить эти движения, при необходимости помогая сложить пальчики нужным образом, придать такое же положение кисти  его руки.  Стихотворение опять  повторяется, но движения выполняют одновременно и взрослый, и ребенок.

            Повторение - мать учения. И пусть потребуется многократное повторение, но постепенно самостоятельность ребенка будет выше, стихотворение усвоится.

            Учить стихи можно и с малышом, и с ребенком постарше.

В старшем дошкольном возрасте можно показывать движения не только по содержанию каждой строки, но и каждого слова в нем.  Движения можно обогащать и видоизменять, делить стихи на части, проявлять свое творчество.

            Некоторые стихи можно драматизировать - превращать в мини-спектакль. Это повысит  интонационную выразительность, поможет создать образ персонажа, который огорчается, удивляется, радуется, обижается и т. п., а использование масок, элементов костюмов сделает процесс заучивания более интересным. Одно и то же стихотворение зазвучит по-разному, если рассказывать его с разной интонацией, громкостью, тембром, в разном темпе.

Обиделся заяц в лесу на ежа:

Иголки твои  острее ножа!

Колючий ты очень, как я погляжу.

Обиделся я и с тобой не дружу!

Колючки свои ежик вмиг опустил,

Сказал виновато:

-Ты, заяц, прости!

Колючки нужны мне для лютых врагов.

От них защищать и тебя я готов.

С друзьями я мягкий и добрый всегда

И их не обижу нигде, никогда

Мимика «обида»

Пальцы растопырены- сжимание в кулак

Мимика «обида» обхват плеч руками,

Мимика «Вина», плечи опущены вниз

Ладони сведены на уровне груди

Пальцы растопырены- сжимание в кулак

 Поглаживание ладонями кистей  рук

Обнимание

        «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает  живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания,  развивает произвольное внимание, координацию  и точность движений, воображение, образность мышления. Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто сопутствуют речевым нарушениям.  Учите стихи вместе с помощью движений и результат вас обязательно порадует!

Подготовил учитель-дефектолог ПКПП Писаревич Н.А.

источник: интернет ресурс

свернуть

Использование "Лего-технологий" в работе учителя-дефектолога

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение.

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность.  Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего-конструктору, и не зря!

Использование лего-технологий способствует:

•     развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

•     развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

•     тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

•       конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с  ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

В работе с лего-конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

Лего-конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся образовательная работа воспринимается им как игра.

Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.

Закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия с помощью лего-конструирования. При формировании у ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений используется геометрическая мозаика. Сначала ребёнок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.

В коррекционной работе ряд игр и заданий направлены на изучение закрепление сенсорных эталонов: Примеры дидактических игр для младших дошкольников:

- «Найди кирпичики, как у меня». Цель: закреплять цвет, форму детали.

- «Разложи по цвету». Цель: закреплять цвета.

-  «Что изменилось?». Цель: закреплять цвет, форму, внимание

- «Собери модель по памяти» (из 4-6 деталей), «Простые логические цепочки».

В старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении состава числа на занятиях активно используется лего-мозайка.

         Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими тонких и точных движений пальцев и четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку ребенка к письму.

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются лего-человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев.

На занятиях мы учим детей не только различать звуки, улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии используем лего при составлении схемы предложения.

         Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью лего-элементов.

Работа над лексическими темам с помощью Лего - конструктора,  даёт возможность детям с общим недоразвитием речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего?- Без хвоста. Самолет без чего? - Без крыла.).

Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует формированию лексико-грамматических категорий речи (закрепеление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);

Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их. Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

  В силу своей универсальности  лего-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в УДО.

Литература

1. Блохина, Н. Н. Использование ЛЕГО - технологий в логопедической работе с детьми.

2. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М., 2001.

3. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно - игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. – М., 2003.

Подготовил: учитель-дефектолог ПКПП Писаревич Н.А.

свернуть

Нормы речевого развития детей

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река),  «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Подготовил: учитель-дефектолог ПКПП Писаревич Н.А.

источник: интернет ресурс

свернуть

Речевые игры о профессиях людей в домашних условиях

Дошкольное детство - это период игр и развлечений. Именно поэтому знакомство с профессиями должно происходить в игровой форме. Знакомство с профессиями в условиях детского сада, является первой ступенькой профессиональной ориентации ребёнка и дальнейшей успешной социализации его в обществе.

Но в дошкольном возрасте развивается не только игра как ведущий вид деятельность ребёнка. Быстрое развитие происходит и в речи дошкольника. В период от трех до семи лет ребёнок усваивает лексико-грамматическую и звуковую стороны речи, учится строить диалоги с взрослым и сверстниками, учится составлять рассказы и описывать события.

Речевые игры и упражнения являются самым эффективным средством знакомства детей дошкольного возраста с профессиями.

Дети не только узнают новые профессии их значение и особенности, но и в игре приобретают практический навык действий и поведения, характерных для данной профессии, а также усваивают нормы общения принятые в данной профессии. Всё это ведёт к более глубокому восприятию и осмыслению изучаемых профессий.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в кругу семьи, в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

 

        

Речевые игры и упражнения «Знакомим с профессиями»

 

Слова сложной слоговой структуры

  1. Отработка проговаривания труднопроизносимых слов.

Регулировщик регулирует движение транспорта.

Библиотекарь выдаёт книги.

Маляр красит дом.

Экскурсовод проводит экскурсии.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Фармацевт работает в аптеке.

  1. Ответы на вопросы
  • Кто вставляет стёкла? Стекольщик.
  • Кто штукатурит стены? Штукатур.
  • Кто работает на кране? Крановщик
  • Кто работает на тракторе? Тракторист.
  • Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
  • Кто работает в парикмахерской? Парикмахер.
  1. Образование сложных слов:

Рыбу ловит рыбо____.

Землю копает земле____.

Пчел разводит пчело____.

Пешком ходит пеше______.

Лес рубит лесо______.

Птиц ловит птице_____.

 

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Цель: Упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.

Лодка нужна кому? Рыбаку, спасателю.

Кисточка нужна кому? Маляру, художнику.

Ножницы нужны кому? Портнихе, парикмахеру.

Книга нужна кому? Ученому, учителю, воспитателю, библиотекарю.

Шприц нужен кому? Врачу, ветеринару

Ружьё нужно кому? Охотнику, солдату, спортсмену – стрелку.

Отвертка нужна кому? Электрику, механику,

Шланг нужен кому? Пожарному, садоводу.

Машина нужна кому? Водителю, пожарному, полицейскому и т.д.

Молоток нужен кому? Кузнецу, плотнику, строителю

 

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже.

  • Учитель учит кого? Детей, учеников
  • Машинист везёт кого? Пассажиров, людей.
  • Врач лечит кого? Детей, взрослых, людей, больных
  • Художник рисует что? Картину пейзаж, портрет, натюрморт, карикатуру.
  • Почтальон разносит что? Письма, газеты, журналы, посылки.
  • Животновод (фермер) поит кого? ошадей, коров, овец и т.д.
  • Повар готовит что? Обед, суп, салат и т.д.
  • Доярка доит кого? Коров, коз.

 

Дидактическая игра «Кто что делает?

Цель: Упражнять в употреблении глаголов в предложении. Расширять семантическое поле по теме профессии.

Оборудование: Картинки с изображением профессий: повар, врач, продавец, и т.д.

Детям показывается картинки и задаётся вопрос «Что делает повар?». (Варит, жарит, режет, моет, чистит, готовит, мешает, пробует, солит и т.д.)

 

 

Игра «Угадай, кем он работает?»

Цель: Закрепить знание о профессиях, их особенностях и значении.

Упражнять в управлении творительным падежом.

Оборудование: фишки

Ход игры: взрослый предлагает послушать короткие рассказы о людях разных профессий. Дети должны определить, кем работает герой рассказа. Кто называет первым, получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

- Этот человек работает с клиентом, укладывает им волосы в причёску, подстригает. Кем он работает? «Этот человек работает парикмахером».

- Этот человек работает с продуктами, он их режет, варит, жарит. Кем он работает?

- Этот человек работает с животными. Он лечит, делает прививки. Кем он работает?

- Этот человек работает с машинами. Он их разбивает, ремонтирует, меняет масло в моторе. Кем он работает?

 

 

Упражнение «Где производят?».

Цель: Закрепить знания о профессиях. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении предложно–падежных конструкциях.

- Где пекут хлеб?

- Где ткут ткани?

- Где ремонтируют машины?

- Где добывают руду?

- Где выращивают зерно?

- Где разводят коров?

- Где изготовляют детали для машин?

- Где шьют одежду?

- Где готовят обед?

Ответы на вопросы даются полные: Хлеб пекут в пекарне (на хлебозаводе).

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Г.А. Быстрова, Г.А., Сизова Э.А, Шуйская Т.А.  Логопедические игры и задания, СПб.:»КАРО», 2000.
  2. www.infourok.ru

Подготовил: учитель-дефектолог ПКПП Писаревич Н.А

свернуть