Актуальность экономического воспитания дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Вопросы формирования элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры дошкольников заложены в учебной программе дошкольного образования. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них, а также ценить труд. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.
В старшей группе (дети 5-6 лет) – формируются представления:
- о труде;
- о деньгах;
- о ресурсах, нужных человеку;
- о экономических отношениях на образцах сказок;
- о профессиях людей, связанных с экономикой;
- о правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами Примерное содержание занятий для старшей группы (дети 5-6 лет) (из опыта работы педагогов)
Тема 1. Вводное занятие. Что такое экономика. Что такое экономика. Цель: познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Задачи: Формировать понятие, что такое экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения.
Тема 2. В гостях у гнома - Эконома. Игра «В гости к гному-Эконому» (в игровой форме моделируют основные экономические действия). Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. Задачи: Формировать понятие «экономика». Формировать представления о денежных знаках. Способствовать созданию комфортной атмосферы в группе. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение. Закреплять умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются.
Тема 3. Потребности: «хочу, «надо» Потребитель, потребление – понятия. Формирование потребностей. Цель: Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении, формирование семейных потребностей, общие потребности человека, понимать различие между словами «хочу» и «надо». Задачи: учить, как можно отказаться от потребности « я хочу», и понять, что есть необходимость покупки «надо», дать представления о потребностях в экономических и духовных благах.
Формировать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения.
Дидактические игры «Я потребитель», «Строим пирамиду потребностей».
Ролевая игра «В магазине».
Цель: расширение кругозора детей; формирование и закрепление знаний по данным понятиям.
Задачи: повторение и закрепление пройденных понятий (потребитель, пирамида потребностей) в игровой форме.
Тема 4. Производство, производитель. Производство, производитель – понятия. Формы, этапы производства. Знакомство с профессиями.
Цель: Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности, уважение к труду и профессиям.
Задачи: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека.
Игра «Все работы хороши».
Упражнение «Узнай профессию по картинке».
Блиц-опрос «Кем я хочу быть».
Цель: сформировать и развить представления детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Задачи: уточнение представлений о профессиональной деятельности, продолжать закреплять знания детей о том, что все нас окружает является результатом труда людей.
Тема 5. Торговля. Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ торговли выгоднее.
Цель: сформировать знания детей о том, что является товаром. Дать представление о многообразии товаров. Закрепить знания о магазине, о работе продавца.
Задачи: закрепление навыков счета в пределах 10 и знание цифр, совершенствование речевой формы (согласование числительного с существительным), ориентирование в пространстве, классификация предметов, составление описательного рассказа.
Тема 6. Ярмарка идей. Должны ли дети зарабатывать карманные деньги. Как определить цель и ее достичь.
Цель: воспитание интереса к предмету; формирование экономического мировоззрения; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Задачи: закрепление теоретического материала по теме: «Производство, производитель»; закрепление умений и навыков применения полученных знаний в конкретных ситуациях; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Упражнение «Моя цель и что я делаю, чтобы ее достичь».
Цель: закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.
Задачи: развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач; развитие умений работать в группе.
Тема 7. Цена, зарплата. Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ торговли выгоднее.
Цель: Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним. Учить составлять семейный бюджет.
Задачи: раскрыть принципы формирования семейного бюджета; Имитационная игра «Как Миша назначал цену на свой товар».
Цель: воспитывать организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав, бережливость, аккуратность, ответственность за порученное дело, уважение к труду.
Задачи: формировать представления о потребностях в экономических и духовных благах; формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
Тема 8. Всюду деньги, всюду деньги - там и тут... Понятие и виды денег. Деньги любят счет.
Цели: познакомить воспитанников с историей денег; показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций; раскрыть основные функции денег;
Задачи: способствовать формированию и развитию экономической культуры детей; развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации. Карманные деньги. Воспитание правильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (деньги, как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи). Упражнение «Зарабатываем и тратим карманные деньги». Цель:закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.
Задачи: Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи. Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование. Тема 9.Капитал. Что такое сберегательный банк. Как деньги не только хранятся в банке, но и «растут».
Цель:Раскрыть понятия: банк, банкир, кредит, проценты, капитал. Задачи:Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги нахранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков. Практика.
Экскурсия в банк. Цель: Закрепить знания о правилах дорожного движения; расширить знания о пассажирском транспорте, о специальных площадках - местах остановки общественного транспорта; о правилах посадки и высадки из общественного транспорта. Задачи: узнать, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;
Итоговое занятие «Ярмарка» Цель: Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий. Задачи: Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя, роль продавца. Закрепление понятия «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.
Методическое обеспечение
Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:
• совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
• проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
• создание обогащённой развивающей среды в группах;
• информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
• включение детей в социо игровые ситуации
• участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);
• дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.
• организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
• сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
• Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
• Чтение и обсуждение сказок о деньгах. Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
• Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел». Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»
• Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»