Яндекс.Метрика

Основы экономическго образования дошкольников

Формирование основ экономического воспитания дошкольников

Актуальность экономического воспитания дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Вопросы формирования элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры дошкольников заложены в учебной программе дошкольного образования. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них, а также ценить труд. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.
развернуть

Актуальность экономического воспитания дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Вопросы формирования элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры дошкольников заложены в учебной программе дошкольного образования. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них, а также ценить труд. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.

В старшей группе (дети 5-6 лет) – формируются представления:

- о труде;

- о деньгах;

- о ресурсах, нужных человеку;

- о экономических отношениях на образцах сказок;

- о профессиях людей, связанных с экономикой;

- о правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами Примерное содержание занятий для старшей группы (дети 5-6 лет) (из опыта работы педагогов)

Тема 1. Вводное занятие. Что такое экономика. Что такое экономика. Цель: познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Задачи: Формировать понятие, что такое экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения.

Тема 2. В гостях у гнома - Эконома. Игра «В гости к гному-Эконому» (в игровой форме моделируют основные экономические действия). Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. Задачи: Формировать понятие «экономика». Формировать представления о денежных знаках. Способствовать созданию комфортной атмосферы в группе. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение. Закреплять умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются.

Тема 3. Потребности: «хочу, «надо» Потребитель, потребление – понятия. Формирование потребностей. Цель: Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении, формирование семейных потребностей, общие потребности человека, понимать различие между словами «хочу» и «надо». Задачи: учить, как можно отказаться от потребности « я хочу», и понять, что есть необходимость покупки «надо», дать представления о потребностях в экономических и духовных благах.

Формировать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения.

Дидактические игры «Я потребитель», «Строим пирамиду потребностей».

Ролевая игра «В магазине».

Цель: расширение кругозора детей; формирование и закрепление знаний по данным понятиям.

Задачи: повторение и закрепление пройденных понятий (потребитель, пирамида потребностей) в игровой форме.

Тема 4. Производство, производитель. Производство, производитель – понятия. Формы, этапы производства. Знакомство с профессиями.

Цель: Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности, уважение к труду и профессиям.

Задачи: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека.

Игра «Все работы хороши».

Упражнение «Узнай профессию по картинке».

Блиц-опрос «Кем я хочу быть».

Цель: сформировать и развить представления детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Задачи: уточнение представлений о профессиональной деятельности, продолжать закреплять знания детей о том, что все нас окружает является результатом труда людей.

Тема 5. Торговля. Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ торговли выгоднее.

Цель: сформировать знания детей о том, что является товаром. Дать представление о многообразии товаров. Закрепить знания о магазине, о работе продавца.

Задачи: закрепление навыков счета в пределах 10 и знание цифр, совершенствование речевой формы (согласование числительного с существительным), ориентирование в пространстве, классификация предметов, составление описательного рассказа.

Тема 6. Ярмарка идей. Должны ли дети зарабатывать карманные деньги. Как определить цель и ее достичь.

Цель: воспитание интереса к предмету; формирование экономического мировоззрения; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Задачи: закрепление теоретического материала по теме: «Производство, производитель»; закрепление умений и навыков применения полученных знаний в конкретных ситуациях; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Упражнение «Моя цель и что я делаю, чтобы ее достичь».

Цель: закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.

Задачи: развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач; развитие умений работать в группе.

Тема 7. Цена, зарплата. Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ торговли выгоднее.

Цель: Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним. Учить составлять семейный бюджет.

Задачи: раскрыть принципы формирования семейного бюджета; Имитационная игра «Как Миша назначал цену на свой товар».

Цель: воспитывать организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав, бережливость, аккуратность, ответственность за порученное дело, уважение к труду.

Задачи: формировать представления о потребностях в экономических и духовных благах; формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

Тема 8. Всюду деньги,  всюду деньги - там и тут... Понятие и виды денег. Деньги любят счет.

Цели: познакомить воспитанников с историей денег; показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций; раскрыть основные функции денег;

Задачи: способствовать формированию и развитию экономической культуры детей; развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации. Карманные деньги. Воспитание правильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (деньги, как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи). Упражнение «Зарабатываем и тратим карманные деньги». Цель:закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.

Задачи: Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи. Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование. Тема 9.Капитал. Что такое сберегательный банк. Как деньги не только хранятся в банке, но и «растут».

Цель:Раскрыть понятия: банк, банкир, кредит, проценты, капитал. Задачи:Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги нахранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков. Практика.

Экскурсия в банк. Цель: Закрепить знания о правилах дорожного движения; расширить знания о пассажирском транспорте, о специальных площадках - местах остановки общественного транспорта; о правилах посадки и высадки из общественного транспорта. Задачи: узнать, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;

Итоговое занятие «Ярмарка» Цель: Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий. Задачи: Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя, роль продавца. Закрепление понятия «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.

Методическое обеспечение

Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:

• совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;

• проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;

• создание обогащённой развивающей среды в группах;

• информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;

• включение детей в социо игровые ситуации

• участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);

• дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.

• организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;

• сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;

• Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

• Чтение и обсуждение сказок о деньгах. Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

• Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел». Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

• Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

 

свернуть

Содержание учебной программы дошкольного образования по разделу "Основы экономической культуры".

Средний дошкольный возраст.

 Формировать представления: о деньгах: источник дохода (зарабатывают люди и получают за результаты своего труда); имеют разную ценность (один рубль, пять рублей); выглядят по-разному; что с их помощью можно делать (покупать продукты, одежду, игрушки); где их можно хранить (копилка, кошелек, сумка); семейном бюджете (деньги, которые получают все члены семьи), его планировании (доходы и расходы на определенный период времени (плата за квартиру), на необходимые покупки (продукты питания, одежда) и необязательные покупки (конфеты, игрушки); потребностях людей (нуждах), возможностях их удовлетворения; рыночных понятиях: товар, покупка товара (покупатель); продажа товара (продавец); стоимость товара; значимость товара для человека (продукты – для поддержания жизни, зубная щетка и паста – для сохранения здоровья, книга – для овладения знаниями). Формировать (развивать) умения: соизмерять свои потребности с возможностями семейного бюджета, выделять потребности других членов семьи, бережно обращаться с деньгами (не мять, не рвать, не терять); применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия) и экономного их расходования (выключать воду при намыливании рук, не включать большой напор воды, закрывать дверь в комнату, утеплять окна, не включать одновременно несколько источников света, выключать свет, если нет никого в комнате).

Старший дошкольный возраст.

Формировать элементарные представления: о (об) труде как процессе создания предметов, ценностей; деньгах: источник дохода (не только плата за результат труда, но и выигрыш, премия, наследство), какие бывают деньги (белорусские рубли, иностранные – валюта); ресурсах, нужных человеку (природные – солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь; денежные), как и где они используются (в промышленности, сельском хозяйстве, дома, в детском саду), и их рациональном употреблении; экономических отношениях на образцах сказок (Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»; С. Я. Маршак. «Кошкин дом»; А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.); профессиях людей, связанных с экономикой; правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами. Формировать (развивать) умения: устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд» – «продукт» – «деньги»; самостоятельно применять в жизнедеятельности основные экономические понятия (домашнее хозяйство, деньги, бюджет, цена (дорого-дешево), обмен, расходы), устанавливать причинно-следственные связи между наличием денег и покупками (нет большого количества денег – нельзя купить сразу все, что тебе хочется); различать деньги разных стран (по внешнему виду, названию, ценности); различать способы для приобретения товара (узнать цену, взять деньги, сосчитать деньги, купить товар). Воспитывать: экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность, дисциплинированность), потребности в уважении со стороны других людей и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных богатств и др. Игровая деятельность Создать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащать

свернуть