Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.
Задачи по ознакомлению детей с профессиями ставятся и в «Учебной программе дошкольного образования». Один из аспектов образовательной области «Ребенок и общество» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
В практике дошкольного учреждения существует определенная совокупность методов, которые способствуют формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Но при этом практически ничего не говорится об ознакомлении с ранней профориентацией в образовательной области «Физическая культура». А ведь подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, включая занятия физической культурой.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, я предлагаю вашему вниманию картотеку подвижных игр «В мире профессий».
Картотека подвижных игр
«В мире профессий»
Содержание
- Профессия «Шофёр»
- Профессии «Воспитатель», «Помощник воспитателя»
- Профессии «Военный»
- Профессия «Космонавт», «Лётчик»
- Морские профессии
- Профессия «Музыкант»
- Профессия «Тренер»
- Профессия «Швея»
- Цирковые профессии
- Профессия «Учитель»
- Профессии «Эколог»
- Профессия «Биолог»
- Профессии «Дворник», «Синоптик»
- Профессия «Ветеринар»
- Профессия «Строитель»
- Профессия «Фермер»
- Профессия «Путешественник»
- Профессия «Повар»
- Профессия «Продавец»
Профессия «Шофёр»
Считалка
В гараже стоят машины –
Волга, Чайка, Жигули…
От какой берёшь ключи?
Загадка. Правила движения, Знает без сомнения. Вмиг заводит он мотор, На машине мчит... (шофер)
Физкультминутка «Профессии». На педаль нажали смело (стоя, имитируют нажим на педаль) Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову) И поехали вперед (бип - бибип, имитация сигнала). К тем, кто нас, конечно, ждет (едут по кругу, держа в руках воображаемый руль).
Игра «Тише едешь, дальше будешь»
Задачи: упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу; развивать реакцию на сигнал, функцию равновесия, внимание.
Ход игры
На одной стороне площадки проводится линия, дети строятся за ней в шеренгу. На другом конце площадки очерчивается круг – место водящего.
Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!»
На эти слова дети идут к ведущему, делая шаг на каждое слово, на слово «Стоп!» - останавливаются, замирают. Водящий после слова «стоп» быстро оглядывается на детей. Того, кто не успел остановиться, водящий возвращает на исходную линию. Затем водящий вновь поворачивается спиной к детям и повторяет слова команды. Играющие продолжают движение с того места, где остановились первый раз на слово «стоп». Те, кого отослал водящий на исходную линию, начинают движение оттуда.
Побеждает ребенок, успевший встать первым в круг к водящему до слова «стоп». Он и становится водящим.
Игра «Такси»
Задачи: упражнять в передвижении в паре, согласовывая движения при смене направления; воспитывать координацию; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Инвентарь: обручи диаметром 1 метр, флажки.
Ход игры
Дети становятся парами внутрь большого обруча, держат его в руках на уровне пояса: один - у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети ходят, бегают по площадке или по дорожке.
На остановке, обозначенной флажком или знаком стоянки такси, меняются ролями.
Вариант: таксисты перевозят пассажиров в магазин, на вокзал, в школу и т.д.
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Задачи: упражнять в ходьбе, беге не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость, развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Инвентарь: флажки разных цветов (обручи, колечки от кольцеброса).
Ход игры
Дети размещаются вдоль одной стороны площадки – они автомобили. Каждому из детей дается флажок какого-либо цвета (кольцо и т.д.).
Воспитатель стоит лицом к детям в центре площадки, в руке – флажки разных цветов. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, после чего, все дети, имеющие флажок этого цвета, выезжают на центр (ездят врассыпную, гудят).
Когда воспитатель отпускает флажок, автомобили возвращаются на место, в гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка сразу; может заменить цветовой сигнал словесным, например: «Выезжают синие автомобили, а красные возвращаются в гараж».
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу; упражнять в спрыгивании; воспитывать ловкость, развивать ориентировку в пространстве, реакцию, имитационные умения.
Оборудование и атрибуты: скамейка, ободки воробушков, руль.
Ход игры
Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках воробушки (дети сидят или стоят на скамейках), на другом конце обозначается место для автомобиля (гараж). «Воробушки полетели», - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, размахивая руками-крылышками, прыгать на двух ногах, клевать зернышки, травку, присев.
«Автомобиль едет, летите в гнездышки!» - дает сигнал воспитатель. Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок). Воробушки пугаются и улетают, автомобиль возвращается в гараж.
Профессии: «Воспитатель», «Помощник воспитателя»
Загадка. Учит вежливости нас, Почитает вслух рассказ. Не учитель, не писатель. Это наш - (воспитатель)
|
Загадка Кто воспитателю поможет, Все в группе чисто приберет, Детей накормит, спать уложит, Везде порядок наведет? (Помощник воспитателя)
|
Считалка « Жили-были сто ребят» Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед. И съедали сто котлет, А потом ложились спать. Начинай опять считать!
|
Считалка «Мы всегда играем дружно» Мы всегда играем дружно, А не дружных, нам не нужно. Не нужны нам драчуны, Плаксы тоже не нужны!
|
Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Задачи: упражнять в беге «стайкой», не наталкиваясь друг на друга; развивать ориентировку в пространстве; запоминать названия предметов.
Ход игры
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будите ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице – беги!»
Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть. Хвалит, что все дети бежали правильно и произносит:
«Раз, два, три,
К веранде – беги!»
Дети бегут то к качелям, то к столику и т.д.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Задачи: упражнять в беге с ускорением, с увертыванием; учить проговаривать выразительно речевку; воспитывать ловкость, быстроту; воспитывать смелость.
Ход игры
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты.
Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями находится ловишка, выбранный воспитателем или детьми.
Дети хором произносят текст:
«Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй, нас догнать:
Раз, два, три – лови!»
После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и встает возле дома ловишки.
После двух – трех перебежек подводятся итоги игры, выбирается новый ловишка.
Подвижная игра «Найди предмет и промолчи»
Задачи: развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать выдержку, честность.
Инвентарь: кегля (флажок, мяч среднего диаметра).
Ход игры
Воспитатель показывает детям кеглю и просит детей отвернуться, зажмуриться и не подглядывать, куда он будет прятать кеглю.
После того как кегля спрятана, воспитатель просит детей повернуться и открыть глаза. Напоминает еще раз, что кеглю нельзя брать, когда ее увидел; не подавать вида другим детям, что знаешь, где она находится, а быстро бежать к воспитателю и на ушко сказать, где кегля, после этого наблюдать за другими.
Когда большая часть детей собирается возле воспитателя, остальным объявляется, где спрятана кегля или можно подсказывать словами: «холодно» - очень далеко от предмета, «горячо» - здесь искать, «тепло» - приближается к спрятанному предмету…
Ребёнок, нашедший первым кеглю, становится водящим, идет прятать кеглю.
Подвижная игра «У ребят порядок строгий»
Задачи: упражнять в ходьбе, беге, в построениях в круг, шеренгу, колонну, в умении находить свое место в строю по росту; развивать ориентировку в пространстве, реакцию на сигнал.
Ход игры
Дети ходят врассыпную, маршируя, ритмично проговаривая вместе с воспитателем:
«У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите, веселее:
Ту-ту-ту, та-та-та».
Воспитатель подает команду «В шеренгу по росту, становись!» Дети бегут к обозначенному месту, строятся в шеренгу. Воспитатель хвалит или делает замечания по построению.
При повторе игры дети могут бегать, ползать, прыгать, а на сигнал – строятся в круг, колонну и пр.
Профессия «Военный»
Стихи. Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где – и съел! Загадка. На посту он в снег и в зной, Охраняет наш покой. Человек, присяге верный, Называется... (военный)
Подвижная игра «Выбей из круга»
Задачи: упражнять в бросании мяча в движущуюся цель; воспитывать ловкость, развивать реакцию, глазомер.
Инвентарь: мяч среднего диаметра
Ход игры
На площадке чертится круг (прямоугольник), дети находятся внутри круга. Перед линией, с разных сторон круга, напротив друг друга, стоят двое ловишек. Они перебрасывают мяч через круг, стараясь попасть в двигающихся внутри круга детей. Те, кого мяч задел, считаются пойманными выходят из игры. Игра продолжается пока большая часть детей не уйдет из круга. Оставшиеся дети объявляются ловкими и из них выбираются новые ловишки.
По правилам игры нельзя выходить за линии круга, попадать в головы детей (целиться в ноги, туловище); к ловишке, держащему мяч, надо стоять, повернувшись лицом, чтобы видеть летящий мяч.
Игра «Часовой»
Задачи: упражнять в ходьбе на носках; развивать слуховое восприятие, внимание, ориентировку в пространстве, выдержку.
Пособия: платок (веревка по необходимости).
Ход игры
Выбирается водящий – часовой, он садится в центре круга образованного играющими. У часового завязаны глаза. Дети стоят за линией круга (выложенного из веревки). Воспитатель показывает рукой на одного из играющих, и он начинает осторожно приближаться к часовому, крадучись.
Часовой, услышав шаги, шорохи, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняются местами с пойманным.
Если часовой не слышит, ошибается, ребенку удается зайти в круг, он выигрывает.
Игровое упражнение «Снайперы»
Задачи: упражнять в бросании в цель; развивать глазомер, реакцию на сигнал. Инвентарь: корзины или обручи, мешочки с песком или маленькие мячи.
Ход игры
Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке мешочек. В центре круга стоит корзина или лежат обручи (расстояние от цели до детей не более 1 – 2,5 метра).
По сигналу воспитателя начинают бросать в корзину, подходят, достают мешочек и возвращаются на свое место. Отмечаются самые меткие.
Броски выполнять правой и левой рукой, способом, показанным воспитателем: от плеча, снизу, двумя руками от груди.
Игра «Чья команда быстрее строится»
Задачи: упражнять в построениях в круг, в шеренгу, колонну, находя свое место по росту; воспитывать ловкость, развивать ориентировку в пространстве, реакцию; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Ход игры
Дети рассчитываются на «1, 2, 3-й», перестраиваются в три шеренги, запоминают детей в своей команде и свое место в строю.
На сигнал воспитателя – дети маршируют врассыпную (бегают, ползают, прыгают).
На команду «В шеренгу становись!» - дети строятся своей командой. Каждый раз воспитатель меняет команду, а дети строятся в соответствии с командой, в определенном месте.
Отмечается лучшая команда при каждом построении.
Профессии «Космонавт», «Лётчик»
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять
Нам ракеты запускать!
Кто в ракету не попал,
Тот к отлёту опоздал!
Считалка. Чтоб летать нам на планеты
Мы построили ракеты,
Раз, два, три –
Полетишь сегодня ты!
Считалка
На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - Земля, четыре - Марс. Пять - Юпитер, шесть – Сатурн. Семь - Уран, восьмой - Нептун, Девять - дальше всех - Плутон. Кто не видит - выйди вон!
Подвижная игра «Самолеты»
Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; развивать умение внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу (врассыпную) на одной из сторон площадки. Воспитатель показывает, как заводить мотор, как летать, только после этого дает команду: «К полету приготовиться. Завести моторы!» Дети делают вращательные движения руками перед грудью, произнося звук «р-р-р...»
После сигнала «Полетели!», дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны.
Воспитатель проговаривает:
«Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит!»
По сигналу «На посадку!» - дети возвращаются на свои места.
Вариант
Дети строятся в 3 – 4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу летают врассыпную, по сигналу «На посадку!», находят свои места в колоннах, приседают. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты…»
Задачи: упражнять в ходьбе по кругу, держась за руки, в беге; воспитывать ловкость, развивать умение быстро ориентироваться в пространстве, воображение.
Инвентарь: скамейки или обручи диаметром 1 метр.
Ход игры
По краям площадки чертятся контуры ракет на 3 – 4х детей (ставятся скамейки или кладутся обручи). Обговаривается по сколько детей должно быть в каждой ракете. Общее количество мест в ракетах должно быть не меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, куда летят, что увидят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Игровое задание «Парашютисты»
Задачи: упражнять в спрыгивании в обозначенное место; воспитывать ловкость, развивать функцию равновесия, внимание.
Инвентарь: скамейки (высотой 15 – 35 см), обручи диаметром 50 – 80 см.
Ход игры
Скамейки – самолеты ставятся параллельно на расстоянии 40 – 60 см друг от друга. С одного конца скамейки на земле лежат обручи (нарисованы круги), перед другим концом, в колоннах, друг за другом, стоят дети-парашютисты.
Парашютисты идут по скамейкам и спрыгивают с конца скамейки в обруч, мягко, на обе ноги одновременно.
Отмечаются лучшие дети, приземлившиеся точно в цель. Можно отодвигать обруч от скамейки, увеличивая дальность прыжка.
Варианты
* Идти по скамейкам парой, держась за руки; прыгать одновременно.
* Приземлившись в круг, сразу же выпрыгнуть из него.
Морские профессии
Загадки Кто плывет на корабле, К неизведанной земле? Весельчак он и добряк. Как зовут его? (Моряк)
Он от всех родных вдали, Водит в море корабли. Повидал немало стран Морской отважный... (капитан)
По мосту чтоб мчался скорый, Чинит он в воде опоры. Целый день за разом раз, Вглубь ныряет... (водолаз)
Игра «Сигнальная азбука» Задачи: развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Инвентарь: флажки
Ход игры Флажки мне стоит в руки взять - И всё могу я написать. Есть азбука такая, Чудесная морская. Будем учиться выполнять так называемые «немые команды», которые подаются с помощью специальных флажков, запоминайте сигнальную азбуку. Руки вытянуты вперёд – команда строится в колонну. В стороны – встать врассыпную. Руки вниз – сигнал «опасность», нужно присесть на корточки. Руки вверх – команда «опасность миновала», можно встать.
Подвижная игра «Море волнуется»
Задачи: упражнять в сохранении равновесия после бега, прыжков; развивать реакцию, ориентировку в пространстве, внимание, фантазию; закреплять знания по теме.
Ход игры
Дети становятся в круг, вместе вспоминают, какие фигуры можно показать по теме «Море», показывая их:
- «водоросли» - основная стойка, руки вверх;
- «черепашки» - стойка на коленях, с опорой на согнутые руки;
- «морские звезды» - стоя, лежа, разведя руки и ноги в стороны;
- «осьминожки» - лежа на спине, вытянув руки и ноги вверх;
- «камешки» - присесть, сгруппироваться, опустив голову;
- «рыбки» - лежа на животе, поднять плечи, прямые ноги над полом, согнуть руки к плечам и др.
Считалкой выбирается акула, она уходит в угол площадки. Дети бегут друг за другом по кругу, проговаривая: «Море волнуется – раз! (подскок)
Море волнуется – два! (подскок)
Море волнуется – три! (подскок)
Морская фигура – замри!»
Дети останавливаются и замирают в любой фигуре. На слово «замри» - акула выплывает, ищет фигуру, которая качается, забирает ее с собой. Воспитатель, когда акула плавает возле фигур, проговаривает:
«Если качнется фигура,
Фигуру проглотит акула!»
После 2 – 3х попыток подводится итог, выбирается новый водящий, игра продолжается.
Подвижная игра «Золотая рыбка»
Задачи: упражнять в беге не наталкиваясь; воспитывать ловкость, быстроту, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры
Выбирается водящий – рыбак, остальные играющие – рыбки.
Рыбки бегают по площадке врассыпную, уворачиваясь от рыбака. Поймав рыбку, рыбак берет ее за руки, образуя «сеть» и они продолжают ловить рыбок уже вдвоем. Если следующая рыбка оказывается в сети – между рук детей, она считается пойманной и присоединяется к ловящим. Чем больше рыбок поймано, тем длиннее сеть, тем легче ловить.
Последний оставшийся играющий и будет самой ловкой – «золотой рыбкой».
Подвижная игра «Удочка»
Цель: упражнять в прыжках разными способами на месте; воспитывать ловкость, силу, развивать реакцию, координацию.
Инвентарь: веревка длиной 3 – 3,5 метра.
Ход игры
Дети стоят по кругу – они рыбки. В центре круга стоит воспитатель – он рыбак, в руках у него веревка-удочка (на конце которой можно привязать мешочек с песком).
Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, над веревкой, стараясь, чтобы она не задела их ног.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Если удочка закрутилась вокруг ног одного из детей, не успевшего перепрыгнуть и игра остановилась, то эта рыбка считается пойманной, выходит из игры в сторону.
После того, как пойманы 2 – 3 рыбки, выбирается новый рыбак и игра продолжается.
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Задачи: упражнять в прыжках с места, с разбега через шнур; воспитывать скоростно-силовые качества, ловкость, реакцию; воспитывать смелость.
Инвентарь: веревка длиной 4 – 5 метров.
Ход игры
Для игры выбираются два водящих – рыбаки, остальные дети – рыбки. Рыбаки, стоя на разных берегах, натягивают через речку (середину зала) сеть – веревку. Рыбки плавают, резвятся на одной половине зала; а самые смелые и хитрые рыбки подплывают к натянутой на небольшой высоте (от 5 до 40 см) сети и перепрыгивают через нее на другую сторону. Когда все рыбки преодолели эту высоту и оказались на другой стороне, рыбаки натягивают веревку выше. Ребенок, задевший во время прыжка веревку, считается пойманным и выходит из игры. Рыбки хитрые и видя, что веревка натянута высоко, могут под ней проползти любым способом, стараясь не задеть веревку.
По сигналу воспитателя подводятся итоги, выбираются новые водящие и игра продолжается.
Вариант. Рыбаки отходят в конец зала, натягивают веревку и медленно двигаются навстречу рыбкам, удерживая шнур натянутым.
Профессия «Музыкант»
Считалки.
Прыгал зайка на лужайке,
Волк играл на балалайке.
А на дудочке – лиса,
Вот такие чудеса!
Верь - не верь, иди проверь!
***
На весёлом карнавале
Возле ёлки танцевали
Мышка с кошкой,
Повар с ложкой,
Два слона с одной гармошкой,
Королева и шуты
Попляши-ка с ними ты!
***
До-ре-ми-фа-соль-ля-си! Едет кошка на такси, А котята прицепились. И бесплатно прокатились! Загадка. Тонкой палочкой взмахнет — Хор на сцене запоет. Не волшебник, не жонглер. Кто же это? (Дирижер)
Игра «Путаница» Задачи: развивать внимание, логическое мышление Дети должны внимательно прослушать стихотворение и сказать, что в нем неправильно. Художник измерил температуру, Строитель на флейте красиво сыграл, Доктор кирпичную стену построил, Повар картину нарисовал. Музыкант сварил очень вкусные щи. Ошибки мои ты скорей отыщи, Ответы правильно подбери!
Игра «Жмурки с колокольчиком»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, слуховое внимание, воспитывать ловкость.
Атрибуты: платок, колокольчик
Ход игры
Считалкой выбирают водящего – жмурку. Он встает в середину площадки, ему завязывают глаза, он поворачивается несколько раз вокруг себя, чтобы не знать к кому он стоит спиной, а к кому лицом. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. Чтобы жмурка мог знать, где находятся дети, они все время хлопают в ладошки, а он идет в этом направлении. При виде какой-либо опасности (дверь, стена, скамейка и т.д.) играющие должны предупредить жмурку словом: «Огонь!» Ловкие играющие уворачиваются от жмурки, а пойманный ребенок становится жмуркой.
Варианты
* Жмурка ходит внутри круга, вокруг него бегает ребёнок с колокольчиком. Жмурка, слушая звук пытается его поймать
* Пойманный ребенок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает по одежде, голосу и назовет его имя.
Игра «Веселый бубен»
Задачи: развивать мелкую моторику рук, воспитывать ловкость; упражнять в проговаривании текста потешки в одном ритме, всем вместе; упражнять в подскоках.
Инвентарь: бубен.
Ход игры
Дети стоят по кругу, передавая бубен друг другу, из рук в руки, поворачиваясь, проговаривая потешку: «Ты беги, веселый бубен,
Быстро, быстро, по рукам!
У кого веселый бубен,
Тот в кругу станцует нам! Стоп!»
На сигнал «Стоп!», ребенок, на котором закончилась потешка, танцует в кругу под ритмичные хлопки детей и удары в бубен.
Потанцевав, ребенок встает в круг, игра продолжается.
Усложнить игру можно, перестав показывать движения, только подавая команды голосом.
Профессия «Тренер»
Считалка
Мы играли в волейбол,
Шашки, теннис, баскетбол.
Дружно прыгали с шестом,
Дружно плавали потом!
Ты по бегу чемпион?
Выбегай из круга вон!
Игровое задание «По дорожке на одной ножке»
Задачи: упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением; развивать координацию, чувство равновесия.
Инвентарь: два шнура длиной 5 – 4 метра, мяч.
Ход игры
На площадке воспитатель чертит дорожку длиной 5 – 4 метра, шириной 50 см. В зале дорожка выкладывается шнурами. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом с одного края дорожки и прыгать по дорожке на одной ноге до конца дорожки, там взять мяч, отбить 3 – 5 раз, положить его и вернуться шагом или бегом в конец колонны.
Прыгать нужно поочередно на правой ноге, затем на левой.
В конце дорожки могут быть разные задания – подлезть, попасть в цель, кольцеброс…
Игровые задания «Школа мяча»
Задачи: упражнять в бросании, ловле, отбивании мяча; воспитывать ловкость, развивать координацию, ловкость, глазомер, реакцию. Инвентарь: мячи среднего и маленького диаметра.
Ход игры
Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое или небольшими подгруппами.
В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому.
При продолжении игры он начинает с того упражнения, на котором ошибся.
Виды упражнений:
- Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой, поймать мяч.
- Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.
- Встать лицом к стене на расстоянии 2 – 3х шагов от нее, ударить об нее мяч и, присев, (повернувшись быстро вокруг себя) поймать мяч.
- Бросить мяч о стену, дать ему стукнуться о землю, отскочить от нее, а затем поймать мяч.
- Отбить мяч о землю до 10 раз правой рукой, после – левой.
- Подбросить и поймать маленький мяч одной рукой.
- Бросить в пол и поймать маленький мяч одной рукой.
Профессия «Швея», «Модельер»
Считалки.
У Ивана три кафтана,
Три кафтана у Ивана
Жёлтый, красный, голубой
Выбирай себе любой!
***
Жили-были у жилета, Три петли и два манжета. Если вместе их считать, Три да два, конечно, пять! Только знаешь, в чём секрет? У жилета нет манжет! Загадка. Мастерица на все руки Нам сошьет пиджак и брюки. Не закройщик, не ткачиха. Кто она, скажи? (Портниха)
Игра «Бусинки»
Задачи: упражнять в передвижении «цепочкой» - держась за руки, не разрывая цепь, согласовывая движения, друг с другом, повторяя движения взрослого и вместе с ним проговаривая стихотворение.
Ход игры
Взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку нанизываю бусинки», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – бусы.
Проговаривая вместе с детьми: «Как мы бусы собирали,
Собирали, собирали…
(ведет цепь медленно по прямой)
Бусинки, бусинки
Красивые бусинки.
Их на нитку собирали
(водит цепь плавно из одной стороны в другую)
Бусинки, бусинки
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Завивали, завивали
(медленно кружится, завивая цепь вокруг себя)
Бусинки, бусинки
Красивые бусинки.
Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась и порвалась. Бах, тара - рах! Раскатились бусинки далеко, во все стороны!» Дети разбегаются по всей площадке, приседают.
«Надо опять все бусинки на ниточку собрать!» - воспитатель, подходя к ребенку, задевает его, проговаривая: «Нашла бусинку», берет его за руку, идут к следующему и т.д.
Игра начинается сначала.
Вариант. Дети идут по кругу, держась за руки, проговаривая текст.
Игра «Найди свой цвет»
Задачи: упражнять в умении действовать по сигналу быстро, воспитывать ловкость, развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Инвентарь: флажки разных цветов.
Ход игры
Воспитатель раздает детям флажки 3 – 4х цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов.
После слов воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по площадке в разные стороны.
На сигнал «Найди свой цвет», дети собираются у флагов соответствующего цвета. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, ходили по всей площадке, флажок нужно держать вертикально в руке перед грудью или вытянув руку вверх.
Варианты
* Вместо флажков каждому можно дать кубик, кружок, ленту разного цвета, по которым они будут находить свой флаг.
* Дети собираются рядом с названным ребенком по цвету одежды. Например: «У кого есть белый цвет (футболка, чешки, носки, бант и т.д.) - собираются возле Вали. У кого есть синий цвет – собираются возле Оли». Валя и Оля проверяют у подошедших детей цвет. Если у ребенка нет названного цвета, он стоит рядом с воспитателем.
Игра «Иголка, нитка, узелок»
Задачи: упражнять в беге, огибая препятствия – «змейкой»; воспитывать ловкость, развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры
Дети стоят по кругу, разомкнувшись. Выбираются три ребенка, которые встают в центре круга друг за другом – иголка впереди, за ней нитка и последним стоит узелок.
Задача этих детей: не отстать, не запутаться, не потеряться, а все время бежать друг за другом. Иголочка ведет детей через круг, вокруг круга, обегая детей «змейкой». Если иголочке удалось оторваться от ниточки и узелка, или потерялся узелок, игра останавливается, выбираются другие, игра продолжается.
Цирковые профессии
Пальчиковая гимнастика «Цирк». В цирке весело всегда, (Ребенок идет пальчиками по столу) Мы идем сейчас туда. Мы увидим там гимнастов, (Загибает по очереди пыльцы, перечисляя названия цирковых профессий) Акробатов, силачей, Много клоунов веселых, Дрессировщиков зверей.
Игра «Карусель»
Задачи: упражнять в ходьбе, беге по кругу, держась за руки, согласовывая движения друг с другом.
Ход игры
Играющие встают в круг, держась за руки, повернувшись, друг за другом. Идут, проговаривая текст:
«Завертелись карусели
И помчались с ветерком,
Поначалу еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели.
И потом бегом, бегом,
Мчимся быстро, с ветерком!
Повертелись, покружились,
А потом остановились».
В соответствии с текстом, дети идут сначала медленно, потом бегут и останавливаются.
Повторяют игру, идут в другую сторону.
Варианты
* Игру можно проводить, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны.
* Игру можно проводить с обручами. Каждый держится за два обруча одной и другой рукой, образуя замкнутый круг.
* Использовать другое стихотворение:
«Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом бегом, бегом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!»
Игра «Затейники»
Задачи: упражнять в ходьбе по кругу разными способами, в показе упражнений, в придумывании упражнений; развивать согласованность движений, находчивость, внимание.
Ход игры
Дети становятся в круг. Одного из детей воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по кругу, маршируя (на носках, приставным шагом боком и т.п.), проговаривая:
«Ровным кругом, друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе,
Сделаем… вот так».
По окончании текста дети останавливаются на расстоянии вытянутых рук, лицом в круг. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все повторяет за ним. Затем затейник выбирает кого-нибудь вместо себя и игра продолжается.
Каждый затейник сам должен придумать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.
Профессия «Учитель»
Загадка. Громко прозвенел звонок, В классе начался урок. Знает школьник и родитель — Проведет урок... (учитель)
Физкультминутка «Ученик» Стоял ученик на развилке дорог (Стоят, руки на поясе, ноги вместе) Где право, где лево? (Повороты туловища вправо- влево) Понять он не мог. (Пожать плечами, руки вдоль тела) . Вдруг, ученик в голове почесал, (Почесать правой рукой в голове) Той самой рукою, (Показывают правую руку. Имитация письма в воздухе. Имитация бросания мяча перед собой, то правой, то левой рукой. Которой писал, (Имитация перелистывания страниц указательным пальцем правой руки) И мячик кидал, И страницу листал, И ложку держал, (Имитация удерживания ложки в правой руке) И полы подметал. (Имитация подметания полов веником) Победа! Раздался ликующий крик. (Поднимают правую руку вверх) Где право, где лево узнал ученик. Указывают правой рукой направо, левой – налево. Показывают обеими руками на себя.
Игра «Классы»
Задачи: упражнять в прыжках разными способами: на 2-х, 1-ой ноге, ноги в стороны - вместе; воспитывать ловкость, развивать координацию, функцию равновесия, глазомер.
Атрибуты: плоские камешки или коробочки (типа хоккейных шайб).
Ход игры
На ровной площадке или асфальтированной дорожке дети мелом или палочкой (на земле) чертят классы – геометрические фигуры определенной конфигурации, от этого зависят правила игры, виды прыжков. Но принцип игры один: дети бросают в классы плоские предметы: камешки, коробочки – и прыгают из класса в класс на одной или двух ногах.
Классы обычные.
Рисуется большой прямоугольник, разделенный на равные квадраты одной продольной и тремя поперечными линиями, на верху которого чертится полукруг – «огонь».
Ребенок бросает камешек в первое отделение прямоугольника и если попадет в него, то впрыгивает на одной ноге в этот класс, останавливается, встав на обе ноги, берет камешек и снова продолжает прыгать на одной ноге без остановки во все последующие классы, стараясь не наступить на черту. Выпрыгнув из последнего, восьмого класса, он снова бросает камешек, но уже во второй класс. Затем он делает прыжок на одной ноге в первый класс, оттуда во второй, останавливается, встав на обе ноги, берет камешек и снова продолжает прыжки на одной ноге в последующие классы. После этого ребенок бросает камешек в 3, 4-ый и т.д. классы и, наконец, в последний класс.
На этом игра заканчивается. Если ребенок хочет участвовать и дальше в игре, он начинает все сначала.
Если ребенок во время прыжка становится на черту или не попадет камешком в нужный класс, право бросать камешек передается следующему. Если камешек попадет в полукруг «огонь», ребенок должен снова начать игру, т.е. бросать камешек с первого класса.
Отметив победителей, игру можно начать сначала.
Игра «Десять передач»
Задачи: упражнять в бросании мяча в парах разными способами, в ловле мяча; развивать глазомер, реакцию, координацию; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Инвентарь: мячи среднего размера.
Ход игры
Дети встают парами, напротив друг друга (на расстоянии 1 – 2,5 мет.). По сигналу начинают бросать мяч друг другу заданным способом (двумя руками снизу, от груди, от головы, в зависимости от расстояния между детьми), стараясь не уронить мяч.
Побеждает пара сделавшая 10 передач быстро, без падений мяча.
Профессия «Эколог»
Считалки
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем, водишь ты!
***
Мышка делает уборку
Подметает свою норку.
Хватит мышка норку мыть,
Выходи – тебе водить!
***
Птички пели тили - тели,
Вдруг взвились и улетели
В лес, гнёзда вить, тебе водить!
Подвижная игра «Липкие пенечки»
Цель: упражнять в беге врассыпную, с увертыванием, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость.
Ход игры
Дети делятся на две неравные подгруппы. Большая часть изображает бабочек, жучков. Игроки меньшей подгруппы расходятся по участку садятся на корточки. Они изображают липкие пенечки. Пенечкам не разрешается вставать, прыгать, ходить по участку; они могут протягивать, махать руками-веточками, пытаясь задеть бегающих, летающих вокруг них бабочек, жучков. Тот, кого задел пенечек считается пойманным, он превращается в пенечек, садится на корточки, а бывший пенечком ребенок, превращается в бабочку.
Если бабочек осталось мало, игра заканчивается.
Подвижная игра «Лесник и елочки»
Задачи: упражнять в кружении, беге на носках врассыпную; воспитывать ловкость, развивать ориентировку в пространстве.
Атрибуты: головной убор для лесника (шляпа, кепка и т.д.).
Ход игры
Выбирают водящего – «лесника», остальные дети – «елочки». Лесник отходит в заранее обозначенное место – дом. «Ёлочки» подходят к стене и принимают положение: стоя ноги вместе, спиной к стене, руки в стороны - вниз, ладонями вперед, пальцы врозь, прижавшись к стене пятками, ягодичками, спиной, головой.
Воспитатель рассказывает детям сказку: «В лесу было много елочек. Когда лесник спал - они танцевали, бегали и играли. Когда лесник просыпался - елочки быстро вставали на свои места и стояли ровно и красиво. Лесник не любил неровные елочки».
На сигнал «Лесник отдыхает», дети-«елочки» отходят от стены и начинают бегать, кружиться на носках, танцевать.
На сигнал «Лесник идет» - «лесник» идет проверять лес, а «елочки» бегут к стене, принимают правильное исходное положение. Лесник осматривает каждую елочку и «срубает» неровные, некрасивые елочки и уносит их с собой (забирает тех детей, которые стояли неверно) в свой домик.
Убегая от водящего, занимая свободное место у стены, дети не толкаются, уступают друг другу место.
Варианты
* Когда лесник идет в лес, дети могут не бежать к стене, а остановиться в любом месте зала и принять положение правильной осанки.
* Дети принимают положение правильной осанки, стоя парами, спиной друг к другу.
Профессия «Биолог»
Считалки
Мышка делает уборку
Подметает свою норку.
Хватит мышка норку мыть,
Выходи – тебе водить!
***
Птички пели тили - тели,
Вдруг взвились и улетели
В лес, гнёзда вить, тебе водить!
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Задачи: упражнять в ходьбе и беге врассыпную, не наталкиваясь, приучать действовать по сигналу, приседать глубоко; развивать имитационные умения; умение ориентироваться в пространстве.
Инвентарь и атрибуты: обручи, ободки птичек.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, расставленных в разных углах комнаты – это гнездышки. По сигналу все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями, чирикают…
По сигналу «Птички, в гнездышки!» - возвращаются на свое место. Варианты
Можно использовать обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле.
Из гнездышка нужно выпрыгивать. В одном гнездышке могут жить две, три птички.
Подвижная игра «Караси и щука»
Задачи: упражнять в беге не наталкиваясь, в приседаниях; воспитывать ловкость, развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакции.
Атрибуты: ободки щуки, рыбок.
Ход игры
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них – камешки – образует круг, садятся на пол, согнув ноги, обхватив колени руками. Другая подгруппа – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.
По сигналу воспитателя «Щука плывет!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат быстрее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешками). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные дети уходят за круг.
После подсчета пойманных, выбирается новая щука. Дети в подгруппах меняются местами, игра повторяется.
Подвижная игра «Совушка»
Задачи: упражнять в беге врассыпную; развивать имитационные движения, реакцию на сигнал, функцию равновесия.
Оборудование и атрибуты: гимнастическая стенка, ободок совы.
Ход игры
Из числа играющих детей выбирается совушка. Остальные дети – птички, жуки, мышки, бабочки… Сова влезает на дерево (3 – 4я рейка гимнастической стенки), а все остальные дети летают, бегают, ползают.
На сигнал «Ночь», все дети замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг них, подражая голосу совы, пугает детей: «У-ух – ух!» Кто из детей пошевелился, того Совушка уводит к своему дому, он считается съеденным совой.
На сигнал «День!» - совушка вновь влезает на дерево, а дети начинают двигаться.
После 2 – 3 попыток подводятся итоги, выбирается новая совушка, игра продолжается.
Игра «Зайка беленький сидит»
Задачи: упражнять в умении слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в прыжках, в беге; развивать имитационные умения, доставить радость детям.
Атрибуты: ободки зайчат.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках или скамейках на одной стороне площадки.
Воспитатель говорит, что они зайки и предлагает им выбежать на полянку, встать в круг и присесть.
Воспитатель произносит текст:
«Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
(дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(дети хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
(дети подпрыгивают на обеих ногах, на месте)
Надо зайке поскакать».
Воспитатель показывает игрушку
(медведя, лисы, волка) –
«Кто-то заек испугал,
Зайки прыг…и убежали!» - дети убегают на свои места.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Задачи; упражнять в прыжках с продвижением; воспитывать быстроту, ловкость.
Атрибуты: ободки волка, зайцев.
Ход игры
Одного из играющих выбирают волком, остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки (в овраге).
Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок-скок, скок-скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают – Не идет ли волк».
Зайцы выпрыгивают из домиков, прыгают на двух ногах, щиплют травку, резвятся, оглядываются, не идет ли волк.
На сигнал «Волк идет!» - зайцы убегают, волк старается их поймать (коснуться).
Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Задачи: упражнять в беге с увертыванием, с ускорением; воспитывать ловкость, быстроту, развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Ход игры
Играющие дети стоят по кругу. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до плеча одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие три раза спрашивают хором (с небольшим промежутком) сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?», при этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?» - хитрая лиса выходит быстро на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса дотронулась рукой, отходят в сторону.
На сигнал «В круг беги!» - дети снова образуют круг, старая лиса выбирает новую и игра повторяется.
Профессии «Дворник», «Синоптик»
Считалка «Дворник»
Снег ложится на дома
К нам опять пришла зима!
Холода, сугробы, лёд …
Дворник ты, водить идёшь!
Синоптик Он нам передаёт: «Осторожно, гололёд! Снег пойдёт с утра, возможно, Будьте очень осторожны! Минус семь, восточный ветер. Надевайте шубы, дети! К вечеру – внимание! Ждём похолодание».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Задачи: упражнять в ходьбе и беге врассыпную, не наталкиваясь, развивать умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве, воспитывать ловкость.
Атрибуты: большой цветной зонт.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках (скамейках).
Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят, бегают по площадке. После слов «Дождик! Скорее домой!», они бегут на свои места.
Варианты
* Вместо домиков (стульев) можно использовать большой зонтик, во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, попрыгать, походить парами.
* Игру можно усложнить, разместив домики (по 3 – 4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
* Дети во время дождя прячутся под зонт, который держит воспитатель.
Подвижная игра «Снежки»
Задачи: упражнять в бросании в движущуюся цель; воспитывать ловкость, развивать глазомер, точность, реакцию; умение ориентироваться в пространстве.
Атрибуты: мячи синтипоновые (паралоновые, тряпичные), снег, если игра проводится на улице.
Ход игры
Зал делится пополам при помощи шнура с флажками (скамейки). Дети распределяются на 2 команды, каждая расходится на своей половине зала врассыпную. У каждого ребёнка в руках мягкие мячи – «снежки». По сигналу дети начинают бросать снежки в соперников, стараясь попасть или увернуться от летящих мячей. Нельзя проходить на другую сторону за снежками, собирать их можно только на своей половине.
Профессия «Ветеринар»
Считалка.
Тили-тили, тили - бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку,
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
Подвижная игра «Котята и щенята»
Цель: упражнять в лазании пот гимнастической лестнице, перелезании через скамейку, в ползании с опорой на колени и ладони; развивать имитационные движения, координацию, воспитывать ловкость.
Оборудование и атрибуты: гимнастическая стенка, скамейки, ободки котят, щенят.
Ход игры:
Детей делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, другой – щенят. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята – на другой стороне комнаты, присев за скамейками – «забором».
Воспитатель предлагает котятам побегать по двору легко, мягко, поиграть друг с другом лапками.
На сигнал воспитателя «Щенята бегут!», котята бегут к лестнице, влезают на нее, а щенята, перелезая через скамейку, бегут за котятами и лают. Щенята возвращаются обратно на свое место.
После 2 – 3х повторений дети меняются ролями.
Подвижная игра «Раненые птички»
Задачи: упражнять в прыжках на одной ноге; воспитывать силу, ловкость, развивать координацию, функцию равновесия.
Ход игры:
Дети делятся на две команды, встают в шеренги перед линиями, напротив друг друга, лицом к центру на расстоянии 2 – 3х метров.
Дети в своей команде стоят, разомкнувшись, не задевая друг друга.
По сигналу – дети обеих команд, одновременно, начинают выполнять прыжки на одной ноге (на правой) на месте, а вторая нога согнута назад и крепко – за щиколотку, держится ребенком.
Потерявшие равновесие, вставшие на две ноги дети, выходят из соревнования и отходят в сторону. Через некоторое время, когда большая часть детей вышла, прыжки останавливаются, подсчитывается, в какой команде осталось больше детей, та команда и победила. Игра повторяется, дети прыгают уже на левой ноге. Так же подводятся итоги, отмечается победившая команда.
Профессия «Строитель»
Подвижная игра «Найди свой домик»
Задачи: упражнять в беге, не наталкиваясь; воспитывать ловкость, развивать ориентировку в пространстве, реакцию на сигнал.
Инвентарь: кубики или обручи.
Ход игры
Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики (обручи). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, на сигнал «Найди свой домик!» - бегут к кубикам. Дети должны убегать дальше от кубиков.
Вариант
* Домиков может быть два или три, например, дерево или скамейка, в одном живут мальчики, в другом - девочки. Воспитатель отмечает, какая команда быстрее нашла свой домик.
Подвижная игра «Ключи»
Задачи: упражнять в беге, не наталкиваясь, с увертыванием; воспитывать ловкость, развивать реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве.
Инвентарь: обручи маленького диаметра.
Ход игры
Воспитатель раскладывает обручи по большому кругу (рисует кружочки), на один меньше, чем количество играющих детей. Дети становятся в обручах – домиках, водящий остается без домика, находится в середине круга.
Водящий подходит к любому домику и спрашивает у стоящего в домике: «Где ключи от твоего домика?» Стоящий в домике отвечает: «Пойди к Сереже, спроси у него». Водящий идет к Сереже, все дети в это время перебегают из своего домика в другой домик, а водящий должен успеть занять свободный домик.
Ребенок, оставшийся без домика, становится водящим и идет искать ключ.
Профессия «Фермер»
Фермер Расскажу я вам, ребята, Фермер – это кто такой. Он растит для нас томаты. Весь в трудах он день-деньской! Распевают звонко птицы, На ветвях родных берёз, Сеет фермер рожь, пшеницу, И гречиху, и овёс. Он растит в широком поле Много разных овощей – От капусты до фасоли Для салатов и борщей. Удобряет и сажает – Ведь землица любит пот! Фермер зеленью снабжает Нас с тобою круглый год. Эстафета «Соберем урожай »
Дети строятся в 2 колонны за линией на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия, за ней разложены муляжи овощей по количеству участников. Первые игроки каждой команды держат в руках тележку, в которую будут собирать овощи. По сигналу воспитателя, первые игроки бегут с тележкой до овощей, берут один любой овощ в тележку и бегут обратно, передают тележку следующему, встают в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все муляжи не будут собраны. Выигрывает та команда, последний игрок которой первым прибежит с тележкой к линии старта.
Игру можно усложнить, поставив на пути какие-либо препятствия, которые дети должны обегать, перевозя муляжи овощей.
Эстафета «Посади картошку»
Задачи: упражнять в беге с раскладыванием и сбором предметов; воспитывать ловкость, развивать, координацию; воспитывать волю к победе.
Инвентарь: обручи, кубики, ведерки.
Ход игры
Дети делятся на 2 – 3 команды, по 5 – 6 человек. Строятся в колонны перед линией. Впереди каждой команды на расстоянии 2х метров разложены по 3 обруча – «грядки». У стоящих первыми в команде, в руках ведерки с 3-мя кубиками – «картошками».
По сигналу – первые в колоннах бегут каждый к своим грядкам и в каждую грядку кладут по кубику, бегут обратно к команде и передают ведерко следующему, который бежит собирать кубики, затем отдает ведерко следующему и т.д.
Выигрывает команда, закончившая первой садить и собирать картошку.
По правилам, если кубик брошен или положен мимо обруча – нужно вернуться и положить его правильно.
Подвижная игра «Стой, лошадка!»
Задачи: упражнять в беге врассыпную не наталкиваясь, друг на друга, уворачиваясь от ловишки; воспитывать ловкость, развивать реакцию, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры
Играющий находится в разных местах зала (площадки). Выбирается водящий – «пастух». Он получает кеглю и становится на середине зала (площадки). По сигналу «Беги, лошадка!» дети разбегаются в разных направлениях, а пастух старается догнать кого-нибудь из игроков, осалить его (коснуться кеглей) и сказать «Стой, лошадка!». Тот, кто осален, отходит в сторону и принимает положение правильной осанки в основной стойке. После того, как поймано 4-5 «лошадок», выбирается новый водящий и игра повторяется.
Правила игры.
- Разбегаться можно только по сигналу «Беги, лошадка!».
- Осаленные игроки отходят в условленное место и принимают положение правильной осанки.
- Осаливать надо осторожно.
Вариант игры.
На противоположных концах зала (площадки) обозначают две линии; по сигналу «Беги, лошадка!» дети стараются перебежать на противоположную линию, а водящий осалить кого-нибудь из детей.
Профессия «Путешественник»
Игра «Ау-у в лесу»
Задачи: упражнять в ходьбе, в беге по кругу, держась за руки, согласовывая движения друг с другом; развивать внимание, слуховую память, выдержку.
Ход игры
Дети встают в круг, берутся за руку, водящий выходит в середину круга и закрывает глаза ладонями. Дети идут по кругу, проговаривая:
«Нина, ты сейчас в лесу
Мы зовем тебя – «Ау-у-у»
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя, узнай».
Останавливаются, воспитатель показывает на одного из детей, который зовет водящего по имени. Водящий, не открывая глаза, пробует угадать, кто его позвал. Если угадал – меняются местами с этим ребенком, еще раз остается водящим, игра повторяется, дети идут по кругу в другую сторону.
Подвижная игра «Охотники и дичь»
Задачи: упражнять в бросании в цель; воспитывать ловкость, развивать глазомер, реакцию, имитационные движения.
Инвентарь: мячи среднего размера, скамейки.
Ход игры
Выбираются 3 – 4 охотника, они прячутся с мячами в руках за кустами (скамейками) с одной стороны участка. На другой стороне стоят остальные играющие.
По сигналу – играющие (они изображают дичь), выходят в центр площадки гулять, резвиться, изображая повадки выбранной дичи (лось, волк, медведь, зайцы и т.д.).
На сигнал воспитателя «Охотники» - дичь останавливается, замирает на месте, посматривая в сторону охотников. Охотники бросают мячи в дичь, дичь может присесть, увернуться от летящего мяча, но не убегать. Пойманные уходят к охотникам, остальные убегают обратно на край площадки. Во второй попытке дети изображают другую дичь.
Игра «Ручеек»
Задачи: упражнять в построениях парой, согласовывая движения; воспитывать ловкость; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ход игры
Играющие встают в пары, лицом друг к другу, соединив руки и подняв их вверх.
Пары стоят колонной, под их поднятыми руками образуется коридор. Ребенок, которому не хватило пары идет к началу «ручейка» (колонны) и, проходя под руками детей, по коридору, выбирает себе пару, берет понравившегося ему ребенка, и они идут в конец колонны под руками детей.
Ребенок, оставшийся без пары, идет к началу ручейка и, проходя под сцепленными руками детей, уводит с собой того, кто ему симпатичен и т.д.
Профессия «Повар»
Считалка
Сварим вишню и малину,
Сливы, яблоки, рябину.
Кто попробует компот,
Тот сейчас водить идёт!
Физкультминутка «Профессии». Ну-ка, дайте нам продукты. (кладут ладошка на ладошку) - Мясо, яйца, сухофрукты (загибают пальчики) И получится тогда - Очень вкусная еда (гладят по животику). На педаль нажали смело (имитируют нажим на педаль) Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову) И поехали вперед. К тем, кто нас, конечно, ждет (едут по кругу, держа в руках воображаемый руль). Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем). Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают).
Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу). Вот и сделали прическу (руки в стороны, как бы красуясь).
Игра «Съедобное – несъедобное»
Задачи: упражнять в ловле мяча, в бросании мяча в паре с воспитателем; воспитывать ловкость; развивать внимание..
Инвентарь: мяч среднего диаметра.
Ход игры
Дети стоят по кругу, разомкнувшись на вытянутые руки, воспитатель в центре с мячом в руках. Он называет слово и бросает мяч одному из детей. Если это слово обозначает съедобное, ребенок должен поймать мяч, если не съедобное – мяч ловить нельзя. Если ребенок ошибся и поймал мяч, когда слово обозначало несъедобное, то он выходит из игры.
В конце игры воспитатель отмечает внимательных и ловких детей.
Профессия «Продавец»
Загадка. На витрине все продукты: Овощи, орехи, фрукты. Помидор и огурец, Предлагает... (продавец)
Подвижная игра «Подарки»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, реакцию на сигнал, воспитывать ловкость; упражнять в ходьбе по кругу, держась за руки.
Ход игры
Взявшись за руки, дети образуют хоровод, один из детей становится в середину хоровода, а остальные идут по кругу, проговаривая:
«Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот, вам, кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет»
С окончанием слов, дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить.
Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом, руки протянуты вперед, выполняя подскок; если куклу – они пляшут на месте, лицом к центру круга, ритмично подпрыгивая, помахивая руками; если волчок – кружатся на месте, приседая в конце; если самолет – подражают полету и приземлению самолета.
Изображая ту или иную игрушку, дети говорят соответствующие слова:
«Скачет конь наш цок, цок, цок,
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
Вот как кружится волчок,
Прожужжал и на бок лег.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит».
Стоящий в кругу ребенок выбирает следующего для продолжения игры, после того, как он один раз выбрал подарок.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах на месте, с продвижением; воспитывать силу, ловкость.
Ход игры
Дети стоят перед воспитателем в шеренгу, он показывает им как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой.
Затем воспитатель предлагает всем детям попрыгать одновременно с мячом, проговаривая:
«Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!»
Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают от воспитателя в определенное место (стулья, за линию и т.д.).
Текст стихотворения произносить в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей.
Интернет - источники:
- infourok. ru
- nsportal. ru
- www. maam. ru