Яндекс.Метрика

Группа интегрированного обучения и воспитания

Учитель-дефектолог группы интегрированного обучения и воспитания 

Эрджан Яна Сергеевна

 

Консультационное время :

 

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающая технология, направленная на формирование правильного дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи В настоящее время все более востребованными в деятельности дошкольного учреждения становятся такие педагогические технологии, которые, помимо педагогического эффекта, предполагают охрану здоровья и безопасность воспитанников. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1). Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход.

2). Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими.

3). Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4). Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, переход от совместных действий к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5). Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6). Принцип целостности и осмысленного содержания при освоении нового материала.

7). Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Учитель-логопед может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8). Рациональная организация двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей. Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей, коммуникативная адаптация. Использование здоровьесберегающей технологии на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: • Сохранять и укреплять здоровье детей как ведущий фактор, позволяющий полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка. • Создавать благоприятный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи, снимать напряжение, восстанавливать работоспособность. • Улучшать концентрацию внимания, переключение с одного вида деятельности на другой. • Знакомить детей с простыми приемами по сохранению собственного здоровья. В практической деятельности выделяются 3 вида современных здоровьесберегающих технологий: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющая гимнастика. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые тренинги, коммуникативные игры, массаж, самомассаж. 3. Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, логоритмика, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков. Следует остановиться на группе технологий, направленных на развитие и формирование правильного дыхания. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы, основа внешней речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Различают физиологическое (непроизвольное) и речевое (произвольное) дыхание. Физиологическое дыхание является жизненно важным и строится оно по схеме: вдох – выдох – пауза. Речевое дыхание используется при произношении и здесь отдельные элементы дыхания меняют свою последовательность: вдох – пауза – выдох. Такие несовершенства дыхания у детей, как поверхностное дыхание, неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияют на речь, а именно: • она звучит монотонно, невыразительно, • более громкая в начале фразы и постепенно затухающая по мере истощения запаса воздуха, • иногда ребенок, израсходовав весь запас воздуха, в середине фразы начинает его добирать, нарушая плавность высказывания.

Учитывая тот факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя следующие направления. 1. «Постановка» правильного физиологического дыхания, а именно – диафрагмально-реберного типа дыхания.

2. Развитие умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание. 3. Выработка умения дышать носом.

4. Обучение разным приемам вдоха и выдоха: делать бесшумный вдох через нос, добор воздуха через рот, комбинированные носо-ротовые вдох и выдох, плавный длительный выдох через рот.

5. Воспитание навыка правильно дышать в процессе речи: рационально расходовать воздух в момент произнесения звуков, слогов, слов и фраз, правильно распределять паузы.

Система работы 1. Введение ребенка в Школу дыхания. На этом этапе ребенок осознает важность дыхания как основы жизни, узнает основные функции носа, знакомится с различными типами вдоха и выдоха, осваивает первичные приемы дыхания. Разучивание стихотворения: При дыхании не спешу, Нежно носиком дышу! Разучивание песни «Дыхание» (автор М.Л. Лазарев)

2. Статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на обучение правильному типу дыхания. Разучивание трех правил дыхания по М.Л.Лазареву: Первое правило: дыши носом. Второе правило: не поднимай плечи при вдохе. Третье правило: в дыхании должен активно участвовать живот. Например, упражнение «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.

3. Комплексы дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

4 Применение авторских комплексов дыхательной гимнастики М.Л. Лазарева, А.Стрельниковой.

4. Тренировка удлиненного выдоха. Использование традиционных упражнений на сдувание (листочки, снежинки, бабочки); дутье на вертушки, колпачки, изображения различных предметов, подвешенных на нитки; на одуванчики, на воду, на соломинку в воде; надувание игрушек, шаров, мыльных пузырей и другие. Например: «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы одноразовая соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

5. Развитие направленной воздушной струи. Игры «Забей мяч в ворота, «Дует ветер по дорожке», «Проведи по лабиринту», «Пчела собирает мед» и другие.

6. Упражнения со звуками, словами и текстом. Среди них: «Самолет летит», «Паровоз гудит», «Кто дольше?», произнесение чистоговорок, загадок, считалок, коротких стихов. Важно, чтобы звуки произносились на выдохе, максимально долго, каждая строчка произносилась четко, ясно, после произнесения каждой строки оставался небольшой запас воздуха, добор воздуха делался в конце строки. Выдох не должен вызывать перенапряжения и кашля. Оценить состояние и эффективность работы по развитию дыхания помогает дыхательная диагностика, которая проводится по методике М.Л.Лазарева.Необходимое для этого оборудование – секундомер.

В диагностике могут принимать участие учитель-дефектолог, медсестра, родители. Проводится она 2 раза в год. Оцениваются следующие показатели: 1. Частота дыхания. И.п. – сидя на стуле. Необходимо дать ребенку успокоиться в течение 5 минут. Затем подсчитать число дыхательных движений (вдохов или выдохов) за 1 минуту. 2. Звуковая проба. И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносит звук М с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух ведется счет секунд. 3. Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи). И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом закрывает рукой нос и рот одновременно и терпит до желания сделать выдох. По секундомеру вслух ведется счет секунд.

Методическое обеспечение:

• Картотека дыхательных упражнений.

• Дидактические игры, пособия по развитию дыхания: «Сдуй!» (по лексическим темам «Осень», «Зима», «Лето, насекомые», «Космос» и другие), «Звуковые волны», «Лесенка гласных звуков», «Послушный ветерок», «Что там? Кто там?», «Пропой гласный звук», «Вертушки», «Забей мяч в ворота», «Кто дольше?».

• Конспекты занятий по звуковой культуре речи, в которых часть занятия отводится развитию дыхания.

Материалы по взаимодействию с родителями: • Консультирование по освоению техники диафрагмального дыхания, дыхания носом.

• Наглядно-информационный материал для родителей «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой», «Разучите с детьми» (упражнение на дыхание, песню «Дыхание»), «Дыхательные упражнения и игры», «Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи».

• консультирование «Наука правильно дышать», памятка «Упражнения для развития речевого дыхания.

Интернет – ресурсы: https://viro.edu.ru/attachments/article/7193/4_.pdf

свернуть

Развитие детей с ОПФР через обогащение, накопление и стимуляцию чувственного опыта.

Воспитывая и обучая особого ребенка родитель и педагог сталкивается с многими трудностями начиная с первых контактов, задаваясь вопросами как и чему учить, как помочь ребенку познать окружающий его мир, научится взаимодействовать с этим миром. Для того чтобы овладеть необходимыми навыками умениями нужно иметь сохранную когнитивную сферу, достаточно развитые психические функции, познавательную активность.

Есть категория детей, которые особо нуждаются в детальном изучении особенностей их психики, выработке правильных подходов в обучении, это дети с тяжелой степенью умственной отсталости, имеющие как правило сопутствующие нарушения в развитии. Проанализировав опыт классиков отечественной и зарубежной психологии, дефектологии, физиологии, изучив их труды в развитии и становлении человеческой психофизиологии, хотелось отметить процесс ощущения, как базисную функцию, фундамент в построении всей дальнейшей высшей психической деятельности человека. На основе этих исследований выделено два направления обучения идущих друг за другом:

1) сенсорно-перцептивный, этап который включает в себя: обогащение, накопление и стимуляцию чувственного опыта через восприятие предметов и материалов различной фактуры, величины, через изучение свойств различных материалов окружающего мира, через стимуляцию тактильно-двигательного восприятия. На этом этапе важной особенностью обучения является совместное создание развивающей среды, изготовление различных пособий и тренажеров, где ребенок учится действовать, обследовать, перебирать перекладывать различные отдельные элементы материалов.

2) второй этап условно назван когнитивным, т.к. ребенок имея уже некоторый чувственный опыт и память о свойствах предметов и материалов может выполнять простые упражнения на различение, узнавание, что стимулирует более высокий уровень сознания, тренирует психические функции. Игры и упражнения первого этапа обучения. 

Игры с водой - Игры с песком. - Игры с природным материалом, крупой. - Игры с картоном и бумагой. - Игры с тканью и нитками. - Игры с пластилином. - Тактильные мячики (совместное изготовление пластилиновых шариков, обкатывание их фасолью, горохом) - Тактильные коврики (выбор материалов различных по фактуре) - Волшебные пирожки (заполняем мешочки пуговицами, крупой, песком ватой) Игры и упражнения второго этапа обучения. - Найди такой же мячик. - Выбери одинаковые мячики (коврики) - Разложи по коробкам мячики (различение: большой, маленький) - Разложи по парам коврики(мячики) - Какой коврик исчез. - Добавь коврик, что бы вышла пара. - Найди одинаковые мешочки. - Узнай на ощупь. - Чудесная коробочка (мячики, коврики, мешочки-различение.)

Использованы материалы сайта https://www.defectologiya.pro/

свернуть

Здоровьесберегающие технологии в группе интегрированного обучения и воспитания

Мифы об аутизме

Об аутизме и связанных с ним мифах – Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз». Мне очень нравится мировой опыт. Скажу о том, что я видела своими глазами. Например, в Японии я несколько раз задавала вопрос, какие лекарства специалисты дают там, если эмоциональное состояние ребенка неустойчиво и он начал себя агрессивно вести? Оказывается, специалисты сразу же стараются переключить внимание ребенка, дать физическую нагрузку или эмоциональную разрядку. Такого ребенка могут быстро вывести во двор на беговую дорожку, предлагают пробежать какое-то расстояние и так далее. Ребенок может выйти в коридор, но остается в поле зрения специалистов. Каждый по очереди, проходя, включается в ситуацию: разговаривают, «сенсорят», эмоционально поддерживают. Там очень тесный контакт педагога и ребенка, что очень важно. И в Японии, и в Китае в психоневрологической больнице я слышала: «Мы не лечим детей. Мы предлагаем широкий спектр занятий: музыка, двигательные упражнения, рисование и так далее. Если у ребенка возникает психотическое состояние, можем разово дать лекарство, но это не значит, что ребенка теперь «посадят» на медикаментозные препараты постоянно». В Америке упор делают на АВА-терапию – это обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Речь идет именно о специфическом аутистическом поведении. Но физиологически аутизм проявляется по-разному. Невролог может прописать витаминные или сосудистые препараты при ангиоспазме и для активизации центра речи, например, и так далее. Если проблемы с кишечником – подключается гастроэнтеролог. Если проблемы со слухом, тогда разбирается сурдолог, отоларинголог. Базовый врач, занимающийся ребенком с аутизмом – невролог. Именно невролог, психоневролог.

Генеральная цель реабилитации ребенка – войти в обычную жизнь, взаимодействовать с окружающим миром, начиная с простых вещей: уметь самостоятельно одеваться, обедать, переключаться от своих историй на какую-то другую информацию и продолжать в максимально свободной коммуникации и обучении с использованием речи. Чем мы и занимаемся. Ребенок с аутизмом в обычной школе – Стоит ли отдавать ребенка с аутизмом, если он более-менее социализирован, в обычный детский сад, обычную школу? – Обязательно стоит, потому что ребенку с аутизмом нужно научиться подражать, имитировать, взаимодействовать, а это можно постичь только рядом с нормотипичными детьми. Но, с другой стороны, нельзя просто так привести «особого» ребенка в группу детского сада или в класс, нужно создать необходимые условия – и для ребенка с аутизмом, и для педагогов, других детей. Специалист без специальной подготовки просто может не справиться: например, всем говорят сесть за стол, а ребенок с аутизмом хочет сидеть на ковре, все рисуют, а он все время делает попытки уйти из-за стола, потому что уже устал, ему нужно переключиться.

Как помочь ребенку с аутизмом быть вместе с обычными детьми и одновременно не мешать им учиться? Как создать особые условия? Возможно, это будет класс, а рядом – ресурсная зона, комната или хотя бы сенсорная панель, уголок, где ребенок может расслабиться, успокоиться, полежать, переключиться, набраться сил и даже отработать какой-то материал, который ранее уже был пройден всеми детьми в классе. Чтобы помочь ему в этом, нужен воспитатель сопровождения – специальный наставник. Мифы про аутизм

Миф 1: Если не говорит, значит, ребенок с аутизмом. В реальности: Действительно, многие дети с аутизмом не говорят. Про кого говорят «Если не говорит, значит, аутизм», и это действительно миф? Механизмы «неговорения» в каждом случае – разные. Аутизм не равно неговорение, и не у всех неговорящих детей аутизм. Молчат дети при задержках, при алалии, при нейросенсорной тугоухости, при мутизме, при умственной отсталости… Да, собственно, и сами аутизмы разные. У кого-то больше превалируют сенсорные нарушения, речевые апраксии, а у кого-то коммуникация – проблемная зона, не идет процесс социализации. В каждом конкретном случае нужно качественное обследование и консультирование.

Миф 2:  Говорят, что люди с аутизмом особенные, что аутизм – это не болезнь, и это действительно миф. Нужно помнить, что эта так называемая особенность под названием «аутизм» – заболевание, которое входит в международную классификацию болезней. Болезней – не особенностей и состояний, и классификация  её  - международная. 

Аутизм требует обязательного медицинского наблюдения за ребенком и обязательной психолого-педагогической реабилитации. Важно также помнить, что у детей с аутизмом присутствуют конкретные проявления заболевания, которые требуют пристального внимания. И если мы будем считать, что это всего лишь особенность, то не поможем ребенку. В целом проявлений заболевания – очень много. В каждом конкретном случае нужно решать проблему именно со здоровьем ребенка.

Миф 3: Аутисты агрессивны и поэтому опасны для общества. В реальности: Чаще всего у детей с аутизмом, которые не получают желаемого, наблюдаются приступы самоагрессии, то есть агрессии, направленной скорее на себя, нежели на других людей. Дети с аутизмом агрессивны и поэтому опасны для общества – это действительно миф. Если агрессия ребенка идет вовне – проблемы именно с социальной составляющей его жизни. Если ребенок находится в семье, во взаимодействии с медицинским персоналом, не может случиться такого, что он пошел и кого-то побил. У него агрессия из-за того, что окружающие пока не научились понимать его, не научились правильно взаимодействовать с ним. Также приходится просвещать общество, учить толерантности, и прежде всего нужно включиться самим родителям детей с аутизмом. На замечания окружающих к поведению ребенка родителю проще сказать: «У ребенка – аутизм». Это наконец стало действовать отрезвляюще: критикующие сразу вспоминают про неотложные дела – начинают копаться в сумочке, смотреть в телефон, листать журнал, «терпеть» несколько минут, осознав, что это не избалованность, а болезнь.

Миф 4: Есть ряд выражений, которые применяют, когда говорят про людей с аутизмом: «В глаза смотрит, значит, не аутист», «Это шизофрения, а не аутизм», «Гений, а не аутист», «Мало разговаривали, вот и аутист», «Он умеет играть – бегает с детьми в догонялки, значит, не аутизм». В реальности: Да, детям с аутизмом свойственно многое из перечисленного, кроме диагноза «шизофрения». С ним сложнее всего, потому что диагностика несовершенна. Есть ряд выражений, которые применяют, когда говорят про людей с аутизмом, но это миф. Фронтальный взор может быть затруднен, и может быть короткий глазной контакт, но действительно есть дети с аутизмом, у которых нет этой проблемы. Но это микросимптом, на который не стоит опираться как на единственный в диагностике. Из этого же разряда и «ребенок бегает с детьми, значит, не аутизм». Умение бегать не нарушено у детей с аутизмом, а нарушено взаимодействие в игре при выполнении режимных моментов. Можно бегать, но не уметь играть по правилам в дворовые игры «Хали-хало», «Картошка», вот тут проявляется проблема – понимание условий.

Шизофрения – это отдельный психиатрический диагноз, который детям обычно не ставят. У этого заболевания есть свои симптомы, которые отличаются от тех, которые есть при аутизме.

Про гениальность и аутизм. Дети с аутизмом дисбалансны в своем развитии. Могут с легкостью решать примеры из четырехзначных чисел и не уметь самостоятельно сходить в туалет – пример из жизни нашего пациента. Именно эти особенности, видимо, и порождают этот миф. Также некоторые люди с аутизмом способны сосредотачивать внимание на мельчайших подробностях, в состоянии обрабатывать визуальную и текстовую информацию в разы быстрее тех, кто не страдает нарушениями нервной системы.

Миф о том, что с ребенком не разговаривали и поэтому у него аутизм, опровергается тем, что огромное количество людей с прекрасными внутрисемейными отношениями тем не менее имеют детей с аутизмом. Что делать, если у ребенка признаки аутизма – советы от Ольги Азовой Не зацикливаться на постановке диагноза! Да, ребенок маленький, хочется знать, что с ним происходит, почему он развивается не как все дети. Но сначала важно обращать внимание на некие генеральные проявления – например, нарушение поведения, отсутствие речи, непонимание обращенных к ребенку слов и так далее.

1. Родителям пройти тест АТЕК (его можно легко найти в интернете), прежде чем идти к специалистам. Тест этот не статичен, и, по мере того как с ребенком будут заниматься, показатели теста будут меняться.

2. Идти к специалистам. Невролог, пожалуй, первый из них. Именно он должен предложить консультации других врачей. Например, отоларинголог или судорог должны помочь разобраться с вопросом, нет ли нарушения слуха, из-за которого могут быть проблемы с пониманием речи. Затем – гастроэнтеролог, мы уже говорили, что могут быть проблемы с пищеварением, с питанием. Генетик, иммунолог и другие – по запросам, проблемам и жалобам.

3. Выбираем специалиста, но соблюдаем меру. Бывает, врач не понравился, нет доверия – можно сходить к другому. Но консультироваться у 25 неврологов и 25 гастроэнтерологов не нужно – это будет бег по кругу, он никогда не кончится, потому что новый специалист будет давать что-то свое, что-то новое. Хороший результат – это когда сошлись мнения двух специалистов, тут родителю стоит задуматься и прислушаться именно к рекомендациям этих специалистов.

4. Провести обследование ребенка. Невролог обычно направляет на функциональную диагностику: энцефалограмму, доплер, аудиограмму, гастроэнтеролог – анализ на переносимость продуктов. И так каждый специалист, который работает в теме аутизма, назначает важные исследования для прояснения диагноза и назначения лечения.

5. Консультации неврачебных специалистов. Прежде всего, это поведенческий аналитик, ABA-терапевт, психолог по сенсорной интеграции. Это специалист, который занимается «телом», сенсорикой и поведением. Следует помнить, что аутизм – это заболевание, которое таблеткой не вылечить. Поэтому упор делается не на поиск какого-то ноотропного средства. Хотя в некоторых случаях доктор может посчитать нужным его выписать, особенно это касается детей с аутизмом и когнитивными трудностями. Также нужны консультации нейропсихолога, логопеда, психолога.

6. Начинаем занятия. Первыми упражнениями должны быть, прежде всего, поведенческие и сенсорные. Их реализуют на разных занятиях: ABA-терапия, сенсорная интеграция, физкультура, массаж, мозжечковая стимуляция, работа на балансире, кинезиотерапия, коммуникативные занятия, разные виды игротерапий. Только потом уже присоединяются другие специалисты – психологи и логопеды, нейропсихологи.

7. Реабилитация должна быть комплексной. И не стоит ждать мгновенных результатов. Бывает, родители обошли 150 мест, а в результате им нигде не помогли и не могли помочь, потому что везде своя программа и она предполагает длительное взаимодействие. Мы, например, приглашаем на два года. Есть первичная ступень, вторичная ступень, дальше – постоянная работа. Мы же хотим максимально приблизить ребенка к тем детям, которых называем нормотипичными. Комплекс подразумевает не просто набор процедур, а иерархию от простого к сложному и взаимоподдержку одного направления другим.

8. Организовав базовые занятия, подключите немедикаментозную коррекцию. Методов много – слуховые терапии, физиотерапевтическое направление, разные виды БОС и компьютерных программ.

9. Родитель должен получать помощь вместе с ребенком. Потому что на начальных этапах проблема аутизма – сильно травмирующая ситуация для родителя. С ребенком все не так, и родитель не знает, куда бежать, не спит ночами, не знает, как пережить стресс от получения диагноза, не знает, как помочь ребенку и как вообще с этим со всем жить. Должна быть оказана терапевтическая помощь родителям и даны конкретные рекомендации – инструменты взаимодействия с собственным ребенком.

 Использованы материалы сайта pravmir.ru

свернуть

Для родителей воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания: