Яндекс.Метрика

Информация для педагогов

Развивающая среда на летнем участке в дошкольном учреждении

Консультация для воспитателей

«Развивающая предметная среда на летнем участке»

  1. В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

  1. Предметная среда на территории учреждения дошкольного образования должна включать:

- участки групп с теневыми навесами;

- спортивную площадку;

- размеченную дорожку для занятий бегом;

- площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;

- цветочные клумбы, цветники, огород.

  1. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:

- площадку для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и др.;

- площадку для игр с песком;

- бассейны для игр с водой.

  1. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:

- общения детей с книгой;

- рисования;

- настольно–печатных игр;

- конструктивных игр;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом. 

  1. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении учреждения дошкольного образования. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.
  2. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:

- песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;

- совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).

  1. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.
  2. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.
  3. Обязательно выносится на участок оборудование для  спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.
  4. Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.
свернуть

Организация образовательного процесса

Рекомендации по проведению прогулок в учреждении дошкольного образования

Рекомендации по проведению прогулок в учреждениях дошкольного образования в летний оздоровительный период

 

 

Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение.

Для физического развития детей прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Во время прогулки решаются задачи нравственного воспитания – знакомство с трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Во время прогулки ребѐнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.

Педагогический работник заранее выносит игровой материал:

- куклы разные;

- машины разные;

- наборы для игры с песком и водой;

- реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин);

- раскраски для девочек и мальчиков;

- книги для чтения;

- спортивные атрибуты (скакалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли);

- трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике, лейки и др).

В прогулку входят пять компонентов:

- наблюдения (познавательно-практическая деятельность);

- трудовая деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- игровая деятельность (подвижные игры и физические упражнения);

- индивидуальная работа с детьми.

При планировании прогулки воспитатель дошкольного образования обязан планировать прогулку с учетом всех компонентов. Они могут проходить в любом порядке. Педагогический работник сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает индивидуальные особенности, эмоциональный настрой детей.

Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.

И так педагог с детьми выходит гулять.

Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знания детей о деревьях. Обращает внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал, просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и др.

Придя на участок можно детям дать самостоятельно поиграть. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь воспитатель дошкольного образования должен помогать таким детям организовать сюжетно- ролевую игру.

При организации самостоятельной деятельности педагогический работник помогает детям найти и использовать в игре предметы-заместители.

Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала:

- счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины);

- знание геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру);

- рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте);

- заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок;

- закрепления музыкальных и физкультурных навыков;

- закрепления звукопроизношения;

- названия времен года, дней недели, названия месяцев, свой домашний адрес и многое другое.

Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Во время прогулки проводится 2-3 игры высокой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут на прогулку после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

В жаркую погоду проводятся игры с водой. Используются бессюжетные народные игры с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.. Дидактические игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем (кубики, лото).

Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Трудовая деятельность организовывается на цветнике, огороде согласно требованиям учебной программы дошкольного образования. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель дошкольного образования следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен длиться от 7 до 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель дошкольного образования должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Так же воспитатель дошкольного образования обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

свернуть

Экологическая тропа в дошкольном учреждении образования

"Экологическая тропа в  дошкольном учреждении"

Организация и создание условий в дошкольном учреждении для формирования знаний и представлений дошкольников о природе ближайшего окружения посредством использования «экологической тропы» в летний оздоровительный период/

Организация работы с воспитанниками по формированию знаний и представлений о природе осуществляется в дошкольном учреждении в соответствии с учебной программой дошкольного образования, по образовательной области ребёнок и природа.  Самые устойчивые и яркие впечатления, представления о природе, конечно, ребёнок получает при непосредственном контакте с природными объектами. Лето – период, наиболее эффективный для организации деятельности детей в условиях ближайшего природного окружения. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. 

Важнейшим условие успешной реализации нравственного экологического воспитания является – создание среды. Наш коллектив старается создать условия для того, чтоб территория дошкольного учреждения стала интересной и привлекательной для ребят, объекты природы должны привлекать внимание малышей, вызывать чувства радости, развивать познавательные качества.

Наша «экологическая тропинка» - это объекты, расположенные вокруг корпуса детского сада, последовательность прохождения по которой позволяют познакомить ребят с разными природными сообществами: водоём, лес, луг, огород, сад, цветник. Вдоль тропы у нас развешаны скворечники. Достаточное количество птиц позволяет ребятам наблюдать за их жизнью, за тем, как скворцы ухаживают за птенцами, как учатся летать. Организация работы на экологической тропинке позволяет реализовывать познавательные, развивающие, эстетические, оздоровительные задачи, развивать чувственное восприятие. Для организации экологических станций мы стараемся создать разнообразные объекты, привлекающие внимание детей: на «водоёме» - рыбки, лягушки, аист, насекомые, растения.  На лесной полянке - грибы, муравейник, зайчик, дом для насекомых.  В огороде - пугало, на лугу - Винни-пух, улей. На каждой экологической станции ребят «встречает» сказочный герой, который приглашает их в гости, даёт задания, загадывает загадки. Для знакомства с растениями, которые произрастают в естественных условиях определённых сообществ используются дидактические игры, карточки с картинками. Для планирования работы педагогов составлен перспективный план работы на экологической тропе для каждого возраста. Расписаны темы, задачи, бесед, наблюдений, познавательно-практической деятельности на каждой экологической станции, подготовлены конспекты: например: «Путешествие муравья», «В гости к Винни-пуху», «В мире цветов». Составлена карта схема маршрута экологической тропы? На каждой станции расположены информационные стенды, с карманчиками для наглядно-дидактических материалов. На экологических станциях дети получают естественные впечатления, радость от общения с окружающей природой. Дошкольники радуются зелёной траве, запахам и ярким цветкам растений, щебету птиц, полёту бабочек и стрекоз. Обязательно ставится задача знакомства с правилами поведения и безопасности в определённых природных условиях: правила безопасного поведения на воде, правила поведения в лесу, знакомство с опасностями ядовитых растений и грибов. После посещения станций экологической тропы ребятам средней и старшей группы можно предложить нарисовать маршрут, в виде схемы, обозначить кружочками или рисунками станции, объекты на станциях. Экологическая тропинка позволяет продуктивно использовать прогулки для организации трудовой, игровой, познавательно-практической деятельности.  Особенность нашей экологической тропы, это созданная станция «Ощущений», где ребята знакомятся с садом запахов, дорожкой осязания. На станции их встречает необычный герой - «Ощутинчик», который учит ребят с помощью разных анализаторов воспринимать запахи, различать лекарственные и душистые растения. Для создания интереса к познавательно-практической деятельности, развития тактильных анализаторов, используется ящик ощущений. С помощью которого «Ощутинчик» загадывает загадки, ребята на ощупь узнают и называют природные объекты: овощи, семена, жёлуди, шишки, каштаны. В саду запахов мы используем такие игры, как: «Назови, сколько запахов?», Какой твой любимый запах?», «Сравни и назови», «Узнай по запаху», «Найди пару» и др. На дорожке осязания используются такие игры, как «Проводник» (проведи друга с закрытыми глазами), «По ровненькой дорожке» и др., что позволяет развивать у детей чувство ответственности за другого, чувства дружбы, взаимопонимания. Положительные результаты в этой деятельности достигаются лишь тогда, когда педагог организует целенаправленное и систематическое общение детей с природным окружением, это способствует постепенному накоплению и систематизации знаний и представлений ребёнка о природе, освоению новых способов действий, осознанию ребёнком связей и зависимостей окружающего мира, расширяется чувственный опыт ребёнка, поскольку дети учатся различать запахи, осязательные ощущения, эмоциональные чувства.  Использование «экологической тропинки» является важной частью экологического воспитания. Она позволяет более продуктивно использовать прогулки и природные условия дошкольного учреждения для разностороннего развития детей, формировать экологическую культуру, осознанное отношение к природе, разнообразить работу в летний период.

 

 

свернуть