Страничка учителя-дефектолога

Рекомендует учитель-дефектолог  Грудько Майя Георгиевна

instagram Грудько  Майи

Развивающий коврик "Дорога" своими руками

Игры с прищепками ручной работы. "Весёлый ежонок"

Стадии развития речи ребёнка

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка

Автоматизация звуков в речи детей дошкольного возраста

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Почему у ребенка возникло нарушение речи?

Игры, развивающие речевое дыхание

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста. Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

Игровые упражнения для автоматизации звука Ш.

Игровые упражнения для автоматизации звука Р

Игровые приёмы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Как лучше учить стихи

Особенности развития речи ребенка

 

К учителю-дефектологу нужно
обратиться если…
  • Начиная с 7-8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь — не поворачивает голову в ответ на вопро­сы: «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
  • В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням».
  • В 2 года ребёнок не разговари­вает.
  • В 2,5 года нет элементарной фра­зовой речи — в общении со взрослы­ми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
  • До 3 лет ребёнок молчал, а затем стал ак­тивно говорить. К З годам неправильно воспроизво­дит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук».
  • К 3 годам у ребёнка сохраняет­ся повышенное слюноотделение — вовремя говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
  • К 3 годам не может выполнить простые движения органами артику­ляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
  • После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» — «афон».
  • После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические кон­струкции (число, род, падеж..., Например: Катя съела два яблока. У меня есть две конфетки. В магазине продаётся много яблок).
  • К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка-почка, крыша-крыса.
  • В 4,5 года не сформирована зву­ковая сторона речи — не выговарива­ет звуки или произносит их неверно.
  • Отоларинголог установил сниже­ние слуха.
  • Невролог выявил отклонения в то­нусе мышц.
  • Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку — при открытом рте кончик языка не до­тягивается до нёба.
  • Имеется расщелина нёба, «заячья губа», «волчья пасть».
  • Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов. Ребёнок просовывает язык между зубами.
  • Малыш «захлёбывается» речью, то­ропится высказать свои мысли.
  • Выдоха не хватает на фразу, доби­рает воздух посреди слова.
  • Ребёнок не стремится к общению.
  • Ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Говорит неэмоционально, моно­тонно, невыразительно.
  • Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.
Консультация подготовлена учителем-дефектологом Грудько Майей Георгиевной

 

Учитель-дефектолог рекомендует...

СОВЕТ 1 Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Материал  подготовила учитель-дефектолог Грудько Майя  Георгиевна 

Рекомендует учитель-дефектолог Писаревич Нонна Анатольевна

Советуем прочитать

Роль загадки в развитии метафоричности речи детей дошкольного возраста