Яндекс.Метрика

Страничка учителя-дефектолога

Рекомендует учитель-дефектолог Писаревич Нонна Анатольевна

Советуем прочитать

Роль загадки в развитии метафоричности речи детей дошкольного возраста

Кинетический песок как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста

Кинетический песок как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста

В современном образовательном процессе актуальной является проблема сохранения здоровья ребенка. Создание условий для оздоровления ребенка – дошкольника и формирования у него основ здорового образа жизни является приоритетной задачей дошкольного образования, и ориентирует педагогов на использование в педагогическом процессе наиболее эффективных технологий, направленных не только на овладение необходимыми знаниями и умениями, а так же использование здоровьесберегающих технологий. Для детей с ОПФР основная цель использования здоровьесберегающих технологий состоит в обеспечении социально-психологического благополучия в условиях дошкольного учреждения. У дошкольников с ОПФР наблюдаются трудности становления межличностных отношений, нарушения эмоциональных реакций, оценки и самооценки, низкая познавательная мотивация, нарушение коммуникативной деятельности. Данные проявления приводят к резкому снижению уровня психосоциального и личностного развития ребёнка и ограничивают его возможности в познании социальной действительности. На современном этапе все большую популярность приобретает использование кинетического песка в работе с детьми, как здоровьесберегающей технологии. В 2013 году в Швеции был создан новый пластический материал – «подвижный» («живой») песок. Благодаря Олегу Альбертовичу Старостину, кандидату медицинских наук, психотерапевту, автору множества методик работы с различными сыпучими материалами, появилось и стало стремительно развиваться новейшее направление в песочной терапии – плассотерапия (плассо – леплю, терапия – лечение, оздоровление), где основным инструментом терапевтического взаимодействия стал этот уникальный по своим свойствам материал - Kinetic Sand.   Игры с кинетическим песком позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются средством для развития самореализации ребенка. Использование кинетического песка в работе с детьми с ОПФР является незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Игровые упражнения с песком способствуют улучшению мелкой моторики кистей, а также повышению тактильной чувствительности, таким образом, содействуя более активному развитию речи ребенка. В целом, песок хорошее психопрофилактическое средство, уникальный материал еще и с точки зрения его воздействия на эмоциональное состояние ребенка. В процессе манипуляций кинетическим песком происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Многими исследованиями в области медицины, доказано, что на ладонях и пальцах рук расположены рефлекторные точки, которые связаны с внутренними органами. Воздействия на рефлекторные точки укрепляют организм. Для оснащения развивающих игр и упражнений с кинетическим песком характерно использование разнообразного оборудования. В качестве дополнительного оборудования в работе с детьми с ОПФР, используются пуговицы. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения задания; усидчивость и произвольность психических процессов, тренирует аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Игры и упражнения с кинетическим песком с использованием пуговиц являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Преимущества использования пуговиц: - манипуляции с пуговицами экологичны, не вызывают аллергии; - пуговицы не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться; - они легко обрабатываются. Для эффективной профилактической работы, направленной на нормализацию психофизического состояния ребенка через применение игр и упражнений с кинетическим песком с использованием пуговиц можно определить следующие задачи: 1.Познакомить детей с различными свойствами кинетического песка. 2.Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильно-кинетических ощущений посредством игровых упражнений и игр с использованием пуговиц. Новизна данной разработки заключается во первых, в использовании кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста с ОПФР, как здоровьесберегающей технологии, во-вторых, в попытке обобщить и систематизировать игры с кинетическим песком с использованием пуговиц для создания новых возможностей в развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОПФР. Практическая значимость заключается в возможности использования апробированного материала на практике педагогами других дошкольных образовательных учреждений. Цикл развивающих занятий для детей 3-6 лет с ОПФР. Развивающие занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппой (3-4 ребенка), 1 раз в неделю по 15-25 минут, во второй половине дня. Структура развивающих занятий включает в себя: - вводную часть, в которой используются игровые упражнения, позволяющие настроить детей на игровую ситуацию. Например, упражнение «Здравствуй песок!» Педагог предлагает детям разными способами дотронуться к песку: 1вариант упражнения: «Здороваемся кулачками» – дети зажимают песок в кулачок правой руки, кулачок левой руки, кулачками обеих рук. 2 вариант упражнения: «Здороваются пальчики»- дети дотрагиваются до песка пальчиками поочередно (от большого пальца-мизинца, и наоборот) - основную часть, в содержание которой входят игровые ситуации и этюды, с включением персонажей и игрушечных героев. Различные игровые упражнения и манипуляции с песком и пуговицами, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала. Например, педагог от лица Тучки загадывает загадку детям: Это что за озорник Прыгнул мне за воротник, Шлепнулся в ладошки, Брызнул на сапожки! Ловко лужи обходя Убежал я от (дождя). Обыгрывание загадки: дети выполняют движения по тексту. Упражнение «Песочный дождик» (цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление) Педагог: В нашей песочнице может идти необычный песочный дождик из тучки Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Усложнение: ребенок из песка формирует «тучку», затем выкладывает «дождик» с помощью пуговиц. -заключительную часть, направленную на вербализацию чувственного опыта ребенка, подведение итогов. Например, педагог задает детям вопрос: кто у нас сегодня был в гостях в Песочной стране? Какое у вас настроение? (ответы детей). Для проверки эффективности развивающих занятий проводится обследование, в ходе которого используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики: 1.Диагностика развития мелкой моторики рук 2. Методика «Паровозик», автор С.В. Велиева. Методика направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния.

Интернет – ресурсы: https://viro.edu.ru/attachments/article/719

свернуть

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающая технология, направленная на формирование правильного дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи В настоящее время все более востребованными в деятельности дошкольного учреждения становятся такие педагогические технологии, которые, помимо педагогического эффекта, предполагают охрану здоровья и безопасность воспитанников. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1). Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход.

2). Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими.

3). Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4). Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, переход от совместных действий к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5). Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6). Принцип целостности и осмысленного содержания при освоении нового материала.

7). Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Учитель-логопед может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8). Рациональная организация двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей. Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей, коммуникативная адаптация. Использование здоровьесберегающей технологии на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: • Сохранять и укреплять здоровье детей как ведущий фактор, позволяющий полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка. • Создавать благоприятный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи, снимать напряжение, восстанавливать работоспособность. • Улучшать концентрацию внимания, переключение с одного вида деятельности на другой. • Знакомить детей с простыми приемами по сохранению собственного здоровья. В практической деятельности выделяются 3 вида современных здоровьесберегающих технологий: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющая гимнастика. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые тренинги, коммуникативные игры, массаж, самомассаж. 3. Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, логоритмика, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков. Следует остановиться на группе технологий, направленных на развитие и формирование правильного дыхания. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы, основа внешней речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Различают физиологическое (непроизвольное) и речевое (произвольное) дыхание. Физиологическое дыхание является жизненно важным и строится оно по схеме: вдох – выдох – пауза. Речевое дыхание используется при произношении и здесь отдельные элементы дыхания меняют свою последовательность: вдох – пауза – выдох. Такие несовершенства дыхания у детей, как поверхностное дыхание, неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияют на речь, а именно: • она звучит монотонно, невыразительно, • более громкая в начале фразы и постепенно затухающая по мере истощения запаса воздуха, • иногда ребенок, израсходовав весь запас воздуха, в середине фразы начинает его добирать, нарушая плавность высказывания.

Учитывая тот факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя следующие направления. 1. «Постановка» правильного физиологического дыхания, а именно – диафрагмально-реберного типа дыхания.

2. Развитие умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание. 3. Выработка умения дышать носом.

4. Обучение разным приемам вдоха и выдоха: делать бесшумный вдох через нос, добор воздуха через рот, комбинированные носо-ротовые вдох и выдох, плавный длительный выдох через рот.

5. Воспитание навыка правильно дышать в процессе речи: рационально расходовать воздух в момент произнесения звуков, слогов, слов и фраз, правильно распределять паузы.

Система работы 1. Введение ребенка в Школу дыхания. На этом этапе ребенок осознает важность дыхания как основы жизни, узнает основные функции носа, знакомится с различными типами вдоха и выдоха, осваивает первичные приемы дыхания. Разучивание стихотворения: При дыхании не спешу, Нежно носиком дышу! Разучивание песни «Дыхание» (автор М.Л. Лазарев)

2. Статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на обучение правильному типу дыхания. Разучивание трех правил дыхания по М.Л.Лазареву: Первое правило: дыши носом. Второе правило: не поднимай плечи при вдохе. Третье правило: в дыхании должен активно участвовать живот. Например, упражнение «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.

3. Комплексы дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

4 Применение авторских комплексов дыхательной гимнастики М.Л. Лазарева, А.Стрельниковой.

4. Тренировка удлиненного выдоха. Использование традиционных упражнений на сдувание (листочки, снежинки, бабочки); дутье на вертушки, колпачки, изображения различных предметов, подвешенных на нитки; на одуванчики, на воду, на соломинку в воде; надувание игрушек, шаров, мыльных пузырей и другие. Например: «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы одноразовая соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

5. Развитие направленной воздушной струи. Игры «Забей мяч в ворота, «Дует ветер по дорожке», «Проведи по лабиринту», «Пчела собирает мед» и другие.

6. Упражнения со звуками, словами и текстом. Среди них: «Самолет летит», «Паровоз гудит», «Кто дольше?», произнесение чистоговорок, загадок, считалок, коротких стихов. Важно, чтобы звуки произносились на выдохе, максимально долго, каждая строчка произносилась четко, ясно, после произнесения каждой строки оставался небольшой запас воздуха, добор воздуха делался в конце строки. Выдох не должен вызывать перенапряжения и кашля. Оценить состояние и эффективность работы по развитию дыхания помогает дыхательная диагностика, которая проводится по методике М.Л.Лазарева.Необходимое для этого оборудование – секундомер.

В диагностике могут принимать участие учитель-дефектолог, медсестра, родители. Проводится она 2 раза в год. Оцениваются следующие показатели: 1. Частота дыхания. И.п. – сидя на стуле. Необходимо дать ребенку успокоиться в течение 5 минут. Затем подсчитать число дыхательных движений (вдохов или выдохов) за 1 минуту. 2. Звуковая проба. И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносит звук М с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух ведется счет секунд. 3. Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи). И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом закрывает рукой нос и рот одновременно и терпит до желания сделать выдох. По секундомеру вслух ведется счет секунд.

Методическое обеспечение:

• Картотека дыхательных упражнений.

• Дидактические игры, пособия по развитию дыхания: «Сдуй!» (по лексическим темам «Осень», «Зима», «Лето, насекомые», «Космос» и другие), «Звуковые волны», «Лесенка гласных звуков», «Послушный ветерок», «Что там? Кто там?», «Пропой гласный звук», «Вертушки», «Забей мяч в ворота», «Кто дольше?».

• Конспекты занятий по звуковой культуре речи, в которых часть занятия отводится развитию дыхания.

Материалы по взаимодействию с родителями: • Консультирование по освоению техники диафрагмального дыхания, дыхания носом.

• Наглядно-информационный материал для родителей «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой», «Разучите с детьми» (упражнение на дыхание, песню «Дыхание»), «Дыхательные упражнения и игры», «Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи».

• консультирование «Наука правильно дышать», памятка «Упражнения для развития речевого дыхания.

Интернет – ресурсы: https://viro.edu.ru/attachments/article/7193/4_.pdf

свернуть

Речевые нарушения детей дошкольного возраста.

Речевые нарушения детей дошкольного возраста.

Речевые нарушения делятся на устные и письменные.

Письменные — это наруше­ния чтения (дислексия) и письма (дисграфия). О них можно говорить с начала обу­чения в школе. До школы — только об их предпосылках и нарушениях устной речи. Самые частые нарушения дошкольни­ков — это алалия, дизартрия и дислалия.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом. Это сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование как звуковых, так и смысловых сто­рон речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой расстройство, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Часто ОНР препятствует усвоению учебной программы дошкольного образования. Дети с ОНР составляют значительную часть категории детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые обучаются по соответствующей программе специального образования (в данном случае — на уровне дошкольного образования). В ОНР включаются наиболее сложные речевые расстройства (алалия и др.) в том случае, если у детей обнаруживается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. К детям дошкольного возраста с ОНР, которые обучаются по программе специального образования, относятся дети с алалией; ринолалией и дизартрией, осложненными ОНР, а также дети с неосложненным вариантом ОНР, препятствующим усвоению материала общеобразовательной программы.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей с первично сохранным слухом и интеллектом вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Ди­агноз «алалия» чаще всего ставят трёх­леткам, которые до 3 лет «молчали». Такие детки нуждаются в ре­гулярных занятиях с учителем-дефектологом по разви­тию всех компонентов речи: понимание речи, улучшение грамматики, обогаще­ние словаря, произношение. Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положитель­ная динамика всегда прослеживается. Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. В большинстве современных исследований принято разделение алалии на две основные формы: моторные (экспрессивные) и сенсорные. Однако такое деление несколько условно, чаще алалии носят смешанный характер. Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера. Проявление языковых симптомов у разных детей с алалией колеблется от полного отсутствия экспрессивной речи или наличия в ней лишь единичных элементов языковой системы (отдельных слов, звуков, флексий и др.) до незначительных нарушений в какой-либо одной из подсистем языка (в синтаксической, морфологической, лексической, фонематической).  Последнее обычно характерно только для детей школьного возраста.

Сенсорная алалия — нарушение понимания речи вследствие повреждения речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, поэтому распознавание и дифференциальная диагностика сенсорной алалии с другими видами нарушений затруднена. У детей с сенсорной алалией имеет место многообразие проявлений недостатков понимания речи. В тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Некоторые дети относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Грубо искажена и малопонятна для окружающих и экспрессивная речь. В первую очередь нарушается  структура слова, звуки произносятся искаженно, плохо поддаются коррекции из-за отсутствия слухового контроля за собственной речью, отмечается отчуждение смысла слов. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — логоррея. В целом речь ребенка с сенсорной алалией характеризуется повышенной речевой активностью на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Дизартрия. Есть повод для беспокойства, если: · Речь ребенка непонятная, смазанная. · Нарушено произношение многих звуков, иногда даже гласных. · Вялая, неточная артикуляция звуков. · Ребенок не может выполнять многие, порой неосложненные движения артикуляционных органов – надувать щеки, высунуть язык, поднять его вверх. ·               Отмечается обильное слюнотечение (гиперсаливация) ·       Голос «затухает», становится тише или глуше к концу фразы; возможны внезапные вскрики. Все эти симптомы чаще связаны с дизартрией. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У детишек наблю­дается смазанная речь — «каша во рту».

Дети-дизартрики отказываются от груд­ного вскармливания и позже — от твёр­дой пищи, так как нужно прикладывать большие усилия, чем при сосании из бу­тылочки и потреблении протёртых про­дуктов. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появле­нием зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют не­врологическую симптоматику. Прогноз. При одновременном медика­ментозном лечении и занятиях с учителем-дефектологом удаётся добиться положительной динами­ки. Зачастую после прекращения занятий наблюдается утрата полученных навыков. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обя­зательно овладеть азами логопедического массажа и другими «секретами» логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне. !!!  Важно: Какое бы логопеди­ческое нарушение не было у ребёнка, во многом эффектив­ность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада. Регуляр­ность занятий с учителем-дефектологом обязатель­но нужно подкреплять домашними трени­ровками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка. Вовремя исправлен­ная речевая патоло­гия не выльется в со­циальную проблему общения и ошибки на письме в школе.

Литература: 1.    Н.Н.Баль. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования реализующих образовательную программу спец.образования на уровне дошкольного образования/Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова –Минск: Народная асвета, 2015-111с. 2.    Пятница Т.В. Речевые нарушения у детей. Скороя логопедическая помощь/Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2011. – 336с. 3.       Журнал «Супермама. Спецвыпуск» № 2 / 10, июнь 2012г.

Консультацию подготовила учитель-дефектолог Грудько М.Г.

свернуть

Учитель-дефектолог рекомендует...

Учитель-дефектолог рекомендует...

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слыш ит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие. СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повтор яйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать , например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Материал  подготовила учитель-дефектолог Грудько Майя  Георгиевна 

свернуть

К учителю-дефектологу нужно обратиться если

К учителю-дефектологу нужно обратиться если Начиная с  7-8 месяцев кроха не понимает обращённую  к нему речь — не поворачивает голову в ответ на вопро­сы: «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя. В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням». В 2 года ребёнок не разговари­вает. В 2,5 года нет элементарной фра­зовой речи — в общении со взрослы­ми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал). До 3 лет ребёнок молчал, а затем стал ак­тивно говорить. К З годам неправильно воспроизво­дит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук». К 3 годам у ребёнка сохраняет­ся повышенное слюноотделение — вовремя говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает. К 3 годам не может выполнить простые движения органами артику­ляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд. После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» — «афон». После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические кон­струкции (число, род, падеж..., Например: Катя съела два яблока. У меня есть две конфетки. В магазине продаётся много яблок). К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка-почка, крыша-крыса. В 4,5 года не сформирована зву­ковая сторона речи — не выговарива­ет звуки или произносит их неверно. Отоларинголог установил сниже­ние слуха. Невролог выявил отклонения в то­нусе мышц. Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку — при открытом рте кончик языка не до­тягивается до нёба. Имеется расщелина нёба, «заячья губа», «волчья пасть». Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов. Ребёнок просовывает язык между зубами. Малыш «захлёбывается» речью, то­ропится высказать свои мысли. Выдоха не хватает на фразу, доби­рает воздух посреди слова. Ребёнок не стремится к общению. Ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Говорит неэмоционально, моно­тонно, невыразительно. Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

Консультация подготовлена учителем-дефектологом Грудько Майей Георгиевной

свернуть