Страничка педагога-психолога

Уважаемые родители, с Вами работает  педагог-психолог

Размыслович Янина  Эдуардовна

Вам предлагается консультативная помощь по вопросам развития и воспитания дошкольников. Вы можете обращаться с за консультациями в консультационный пункт на базе информационно-методичекого кабинета или в службу СППС (служба психолого-педагогического сопровождения). 

Время  консультаций педагога-психолога. 

Понедельник, среда  17.00-17.30

 

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!  Поговорим о школе.

Разговор о школе поможет ребёнку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Представьте, что вы едете в незнакомую страну. Вы волнуетесь, сомневаетесь, расспрашиваете всех, со¬ветуетесь. 1 сентября для ребёнка тоже на¬чинается путешествие в неизведанную страну — школу. И провести ему в этой стране придётся куда больше лет, чем он уже прожил на свете. Расскажите ему об этом. Вспомните, как и сами когда-то шли «первый раз в первый класс». Чем больше ваш малыш узнает о школе, тем легче он переступит её порог. Часто дети задают вопрос «А что будет, если я вдруг получу «двойку?» Не спешите с ответом. Подумайте, что при этом чув¬ствует ребёнок. Ему нужна поддержка. Дайте ему понять, что он имеет право на ошибку, что от этого ваша любовь к нему не уменьшится, потому что вы его любите таким, какой он есть. И не заставляйте его давать какие-либо обещания. Вы спрашиваете: «Нужно ли беседо¬вать с ребёнком на тему «Школа»? Мы отвечаем. Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков и умений, уровня интеллектуаль¬ного, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовно¬сти к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником. Родителям важно знать уровень сфор¬мированного у ребёнка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, и прежде всего — эмоционального от¬ношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребёнка, создаст положительную установку на учёбу в школе. Вы спрашиваете: «В чём различие взаимоотношений в системе «ребёнок-педагог» в детском саду и школе?», «Какие советы вы можете дать по воспитанию чувства долга у дошкольника?» Мы отвечаем. При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Они становятся более деловыми, тогда как в детском саду были более эмоцио¬нальными, личностными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребёнка к системе новых от¬ношений в школе. Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» главное всё же не долг, а чувство. А чувство воспитывается не окриком: ты должен сделать! Чувство мо¬жет возникнуть в ответ на ваше чувство, на вашу любовь и понимание. ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Учебная деятельность, которая ста¬новится главной для ребёнка при по¬ступлении в школу, требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированность по¬ложительного отношения к учёбе, доста-точный запас знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют по¬нятие «готовность к обучению в школе». Готовность к обучению в школе — это такое развитие качеств до¬школьника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности. Готовность к обучению включает различные виды готовности. Прежде всего, выделяют «функциональную го¬товность», или «школьную зрелость», которая предполагает достаточный для решения задач обучения уровень со¬зревания у ребёнка мозговых структур и нервно-психологических функций. Если у ребёнка низкая функциональная готовность, то в ходе обучения он может испытывать трудности, связанные, преж¬де всего, с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития внимания, ин-теллекта, речи и т.д., но отсутствие функ¬циональных условий делает обучение рискованным из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких и крупных движений, развитие органов чувств, за¬паса знаний. Другой важной составляющей готов¬ности к обучению является произвольная готовность — способность ребёнка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т.д. Произвольная готовность включает развитие про¬извольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т.к оно требует от школьника умения соблюдать прави¬ла и выполнять предъявляемые школой требования. Мотивационная готовность обе¬спечивает положительное отношение ребёнка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готов¬ности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребёнка формируется положительная внутренняя позиция к учёбе. В ходе обучения в школе у ребёнка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внима¬ние и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у до¬школьника должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной готовности. При поступлении в школу ребёнок должен также иметь навыки общения со сверстниками, со старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о его социально-пси-хологической готовности к обучению в школе. Таким образом, готовность к обуче¬нию в школе предусматривает развитие у ребёнка многих качеств и свойств. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ Многие считают, что если ребёнок по¬сещает детский сад — значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет не-полной и некачественной. Ребёнку тре¬буется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями. Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним за¬висит от эмоционального опыта. Адекватное отношение к своим «про¬бам и ошибкам», активность в обуче¬нии он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудач¬ника». Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила: • дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители; • обучение требует систематич¬ности: 10—15 минут каждый день да¬дут лучший результат, чем час-два в выходные дни; • необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному». Нельзя сра¬зу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добав¬ляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?»; • не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы сделал(а) так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше». Материал подготовлен заместителем заведующего по основной деятельности Шкляник Т.В.

родителям о правах ребёнка

Интеллектуальная готовность старших дошкольников к обучению в школе
развернуть

Изменяющиеся условия обучения и воспитания, совершенствование программ школьного обучения требует пересмотра и уточнения критериев интеллектуальной подготовки детей к школе и её значения. В отечественной педагогике и психологии считается общепринятым, что развитие интеллекта происходит не спонтанно, а в процессе обучения. В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие речи детей К.Д. Ушинский доказывал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве. При этом он считал, что умственные способности у детей развиваются в процессе ознакомления с произведениями народного творчества, с природой, в результате наблюдения. Интеллектуальная готовность к школьному обучению по мнению Л.С. Выготского, заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. Психологи ваыделяют общую, специальную и психологическую готовность. Общая же, в свою очередь, предполагает интеллектуальную. Обобщённые знания о простейших взаимоотношениях явлений природы и общественной жизни, сформированность обобщённых способов умственной деятельности у старших дошкольников имеют существенное значение для интеллектуальной подготовки к школе. Отмечаено, что интеллектуальная подготовка «должна заключаться не только и не столько в обучении ребёнка каким-либо специфическим знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления и на основе этого делать определённые выводы и умозаключения. Интеллектуальная готовность как один из компонентов входит в психологическую готовность. Дети, поступающие в первый класс должны иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Долгое время об уровне интеллектуального развития судили по количеству выявленных у ребёнка знаний, по объёму его «умственного инвентаря». Но это совсем не так. Конечно же, определённый кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни, необходимы шестилетнему ребёнку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако это не единственное мерило интеллектуальной готовности, важнее достаточная развитость познавательных процессов, умение сравнивать анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В случае нормального развития интеллектуальной готовности - ребёнок хорошо ориентируется в окружающем, правильно осмысливает полученные сведения, хорошо решает поставленные перед ним задачи может дать свою оценку происходящему. Если интеллектуальное развитие не достигло своей нормы для данного возраста, у ребёнка не возникает желания заниматься учебной деятельностью, так как не сформированные мыслительные процессы не позволяют осуществить эту деятельность. Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта, важен не столько объём тех сведений и знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Важнее не учит ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учит писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев.; развивать способность ребёнка слушать, понимать смысл прочитанного, умение распознавать, т.е. важен не объём знаний ребёнка, а качество его мышления. Таким образом, существуют разные подходы к проблеме интеллектуальной готовности детей к школе. Обобщив все исследования можно сделать вывод, что акцент при определении компонентов и критериев интеллектуальной готовности детей к школе делается на развитии мышления и речи. Компоненты интеллектуальной готовности Критерии Уровень развития восприятия Целостность, точность, дифференцированность, способность соотнести свойства предмета с заданным эталоном. Уровень развития памяти Объём, темп запоминания, темп воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания. Уровень развития мышления Развитие основных мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение. Группировка, классификация, конкретизация; качественный запас конкретных знаний, их осмысленность, подвижность, прочность, умение ими пользоваться; переход операций во внутренний план (абстрактное мышление); анализ и синтез, умозаключение; обдумывание; поиск ответов на вопросы; усвоение сенсорных эталонов; связь речи и мысли. Уровень развития воображения Способность создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного восприятия, вносить новые элементы в продуктивные виды деятельности. Уровень развития саморегуляции Произвольность внимания, устойчивость, объём, распределение, переключаемость. Уровень развития речи Словарный запас, правильность речи, её связность, способность адекватно выразить мысль; развитие фонетического слуха (умение различать звуки); умение слушать Социальное взаимодействие Совместный поиск решения задачи.  Материал подготовлен заместителем заведующего по основной деятельности ГУ О «Ясли-сад № 7 г. Дзержинска» Шкляник Т.В.

свернуть

Как бороться со страхами

10.12.2014
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

10.12.2014
Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Жизнь без конфликтов

20.11.2014
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть